21 августа 2017г.
МОСКВА 
26...28°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 59.14   € 69.43
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КОНЦЕНТРАЦИЯ ЧУДА

Лескова Наталия
Опубликовано 01:01 11 Октября 2000г.
Алтай изобилует загадочными землями, населенными, по преданию, странными человеческими сообществами. Во всяком случае - если верить народной молве. Наш корреспондент отправилась на поиски "чудесных земель".

Николай Рерих, который во время своей знаменитой экспедиции жил в селении Верхний Уймон, писал в дневнике: "В пределах Алтая можно услышать легенды, связанные с какими-то неясными воспоминаниями о давно живших племенах". Одно из них - "курумчинских кузнецов" он называл "непонятным племенем", славившимся невиданным мастерством обработки металлов. Кто они, эти белокожие великаны, мало чем похожие на узкоглазых, приземистых алтайцев? Как попали в эти края? Николай Константинович считал, что это некие "сказочные нибелунги, занесенные далеко на запад, и прославленные там в качестве великих умельцев по ковке могучего оружия".
Археологи действительно по сей день находят в этих местах уникальные металлические предметы, изготовленные за 2-3 тысячи лет до нашей эры. В основном речь идет об оружии воинов и охотников. Но порой находки становятся предметом жарких споров. Так, около полугода назад в районе плато Укок были обнаружены таинственные металлические конструкции, странным образом напоминающие древнекитайские описания "огненных доспехов сынов неба", которые согласно летописям "спустились из пылающих облаков" и долгое время жили среди людей, демонстрируя им свои чудесные умения.
Некоторые исследователи приходят даже к выводу, что люди, умевшие превращать металл в "огненные колесницы" и изготавливать из него астрономические приборы, были посланцами какой-то высокоразвитой цивилизации из созвездия Регул ("Труд" писал об этом 3 месяца назад.) Но были ли "сыны неба" теми самыми "курумчинскими кузнецами" или это совершенно разные племена? А может, в обоих случаях речь идет о древних скифах, которые кочевали в этих землях как раз около 5-7 тысяч лет назад?
Другое племя - чудь - поразило Рериха еще больше. Во время археологических экспедиций на русский северо-запад он много слышал об этом народе, имевшем, можно полагать, финно-угорские корни. Но как они оказались на Алтае? Древние сказы сохранили драматическую историю их тревожного ухода в "глубокие расщелины ради своего спасения от земных напастей". "Посвященные" алтайцы из рода в род передают описание маршрута, следуя которым можно обнаружить "большой белый камень": здесь удивительное племя якобы "ударилось (?) о землю и вошло (?) в нее с конями, скотом и детьми". Коневод Григорий Чааков показывал мне такую глыбу в предгорьях Катунского хребта. Чтобы достичь этого места, мы пробирались горной тропой полтора часа. Однако подобных каменюк, претендующих на "священную" роль, здесь немало. "Только не навсегда ушла чудь, - пересказывал Рерих эту красивую легенду в своих "алтайских" дневниках. - Когда вернется счастливое время, прервутся войны, придут люди из Беловодья и дадут всему миру великую науку, - тогда придет опять чудь со всеми добытыми сокровищами". До сих пор добродушные коренные алтайцы верят, что чудь кочует где-то по глубоким подземным галереям в ожидании "благодатного времени". Только когда оно прибудет?..
Грезы о Беловодье, алтайской Шамбале (легендарная страна мудрецов у индусов и тибетских буддистов), земле обетованной, где царит вечное благоденствие, для алтайцев - неотъемлемый компонент из "эзотерической", потайной духовной традиции. "В дальних странах, за великими озерами, за горами высокими, там живет высшее знание и высшая мудрость на спасение всего человечества. Это место и есть Беловодье", - рассказывал мне старожил из селения Майма Иван Петрович Кирсанов. Описания Беловодья туманны и неоднозначны. Найти его - дело, как видится, безнадежное: каждый по-своему видит географию священной земли. Провожатых я не нашла: никто не решился на столь рискованное, с точки зрения простого смертного, путешествие. Ведь попасть туда дано не каждому, а тот, кто ищет с нечистыми помыслами, погибнуть может. "Но кто-то попадал туда?" - интересуюсь. "Мало кто. А кто попадал - не возвращался".
Единственным будто бы "добровольцем", вернувшимся из Беловодья, был сам Рерих. В Верхнем Уймоне, откуда он якобы отправился искать местную Шамбалу, и сейчас считают, что поход Николая Константиновича увенчался успехом. Вроде бы он подробно описывал увиденные им горы, деревья, дома и людей, с которыми общался, и были они "возвышенны, прекрасны и лишены дурных помыслов". "А чего ж вернулся?" - ехидничали скептики. "А вернулся потому, что не хотел бросать важные дела, которые начал в этой жизни", - приписывают ему ответ "всезнающие". Дневники самого Рериха никаких таких воспоминаний не содержат...
Зато много раз мыслитель с удивлением констатировал странное сходство алтайцев с американскими индейцами. Уж не отсюда ли родом воинственные смуглые племена, размышлял он? Во всяком случае, археологические раскопки подтверждают идентичность "бронзовой" культуры Алтая и (значительно более поздней) аборигенов Северной Америки. И правда, даже сейчас на улицах Горно-Алтайска порой увидишь человека, которого довольно легко представить в индейских одеждах.
Удивительно перемешались народы на Алтае. Тюрки, финны, угры, славяне - так или иначе могут, видимо, считать Алтай своей прародиной. А сами алтайцы верят: именно здесь, в священных высотах плато Укок вообще некогда зародился род человеческий...
Кстати, о славянах. В начале XVI века в России побывал австрийский посол Сигизмунд Герберштейн, который собрал экзотические сведения, в том числе и о Сибири. В своих "Записках о Московии" он пишет об удивительной "стране Лукомории", расположенной за рекой Обь. Живут там, дескать, в неприступных крепостях Грустине и Серпонове загадочные лукоморцы, жизнь которых "похожа на басню: как носится слух, они каждый год умирают именно 27 ноября, когда у русских празднуется память святого Георгия, и потом оживают, как лягушки, большей частью 24 апреля". Герберштейн подробно описывает жизненный уклад лукоморцев, повествует о правителе князе Венца и его сыновьях, чудо-речках, которые протекают в этих фантастических краях. Так, уверяет посол, в речке Тахнине "одна рыба с носом, ртом и прочим, по виду - совершенный человек, но без голоса, а на суше есть люди, у которых все тело, как у диких зверей, покрыто волосами".
Эти записки иностранца можно было бы назвать побасенками, но вот что удивительно: в коллекции Новгородского пединститута, как подтвердила его проректор Валентина Строгова, можно обнаружить свидетельства опять же о стране Лукомории, которая находится "в дальних землях, за Обь-рекою". Новгородские летописи тоже содержат фантастические описания этих мест. Откуда они взялись? Известно, что новгородцы ходили за Урал задолго до Ермака и приносили оттуда рассказы о далеких, полных чудес землях.
...Фантазия у наших предков, конечно, была богатая. Но чем глубже исследователи пытаются расшифровать историю Алтая, тем больше встречают загадок. "Концентрация чуда" здесь настолько высока, что отрицать его очень затруднительно.


Loading...



Фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. Ну как, смотреть пойдете?