03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КОНЦЕНТРАЦИЯ ЧУДА

Лескова Наталия
Опубликовано 01:01 11 Октября 2000г.
Алтай изобилует загадочными землями, населенными, по преданию, странными человеческими сообществами. Во всяком случае - если верить народной молве. Наш корреспондент отправилась на поиски "чудесных земель".

Николай Рерих, который во время своей знаменитой экспедиции жил в селении Верхний Уймон, писал в дневнике: "В пределах Алтая можно услышать легенды, связанные с какими-то неясными воспоминаниями о давно живших племенах". Одно из них - "курумчинских кузнецов" он называл "непонятным племенем", славившимся невиданным мастерством обработки металлов. Кто они, эти белокожие великаны, мало чем похожие на узкоглазых, приземистых алтайцев? Как попали в эти края? Николай Константинович считал, что это некие "сказочные нибелунги, занесенные далеко на запад, и прославленные там в качестве великих умельцев по ковке могучего оружия".
Археологи действительно по сей день находят в этих местах уникальные металлические предметы, изготовленные за 2-3 тысячи лет до нашей эры. В основном речь идет об оружии воинов и охотников. Но порой находки становятся предметом жарких споров. Так, около полугода назад в районе плато Укок были обнаружены таинственные металлические конструкции, странным образом напоминающие древнекитайские описания "огненных доспехов сынов неба", которые согласно летописям "спустились из пылающих облаков" и долгое время жили среди людей, демонстрируя им свои чудесные умения.
Некоторые исследователи приходят даже к выводу, что люди, умевшие превращать металл в "огненные колесницы" и изготавливать из него астрономические приборы, были посланцами какой-то высокоразвитой цивилизации из созвездия Регул ("Труд" писал об этом 3 месяца назад.) Но были ли "сыны неба" теми самыми "курумчинскими кузнецами" или это совершенно разные племена? А может, в обоих случаях речь идет о древних скифах, которые кочевали в этих землях как раз около 5-7 тысяч лет назад?
Другое племя - чудь - поразило Рериха еще больше. Во время археологических экспедиций на русский северо-запад он много слышал об этом народе, имевшем, можно полагать, финно-угорские корни. Но как они оказались на Алтае? Древние сказы сохранили драматическую историю их тревожного ухода в "глубокие расщелины ради своего спасения от земных напастей". "Посвященные" алтайцы из рода в род передают описание маршрута, следуя которым можно обнаружить "большой белый камень": здесь удивительное племя якобы "ударилось (?) о землю и вошло (?) в нее с конями, скотом и детьми". Коневод Григорий Чааков показывал мне такую глыбу в предгорьях Катунского хребта. Чтобы достичь этого места, мы пробирались горной тропой полтора часа. Однако подобных каменюк, претендующих на "священную" роль, здесь немало. "Только не навсегда ушла чудь, - пересказывал Рерих эту красивую легенду в своих "алтайских" дневниках. - Когда вернется счастливое время, прервутся войны, придут люди из Беловодья и дадут всему миру великую науку, - тогда придет опять чудь со всеми добытыми сокровищами". До сих пор добродушные коренные алтайцы верят, что чудь кочует где-то по глубоким подземным галереям в ожидании "благодатного времени". Только когда оно прибудет?..
Грезы о Беловодье, алтайской Шамбале (легендарная страна мудрецов у индусов и тибетских буддистов), земле обетованной, где царит вечное благоденствие, для алтайцев - неотъемлемый компонент из "эзотерической", потайной духовной традиции. "В дальних странах, за великими озерами, за горами высокими, там живет высшее знание и высшая мудрость на спасение всего человечества. Это место и есть Беловодье", - рассказывал мне старожил из селения Майма Иван Петрович Кирсанов. Описания Беловодья туманны и неоднозначны. Найти его - дело, как видится, безнадежное: каждый по-своему видит географию священной земли. Провожатых я не нашла: никто не решился на столь рискованное, с точки зрения простого смертного, путешествие. Ведь попасть туда дано не каждому, а тот, кто ищет с нечистыми помыслами, погибнуть может. "Но кто-то попадал туда?" - интересуюсь. "Мало кто. А кто попадал - не возвращался".
Единственным будто бы "добровольцем", вернувшимся из Беловодья, был сам Рерих. В Верхнем Уймоне, откуда он якобы отправился искать местную Шамбалу, и сейчас считают, что поход Николая Константиновича увенчался успехом. Вроде бы он подробно описывал увиденные им горы, деревья, дома и людей, с которыми общался, и были они "возвышенны, прекрасны и лишены дурных помыслов". "А чего ж вернулся?" - ехидничали скептики. "А вернулся потому, что не хотел бросать важные дела, которые начал в этой жизни", - приписывают ему ответ "всезнающие". Дневники самого Рериха никаких таких воспоминаний не содержат...
Зато много раз мыслитель с удивлением констатировал странное сходство алтайцев с американскими индейцами. Уж не отсюда ли родом воинственные смуглые племена, размышлял он? Во всяком случае, археологические раскопки подтверждают идентичность "бронзовой" культуры Алтая и (значительно более поздней) аборигенов Северной Америки. И правда, даже сейчас на улицах Горно-Алтайска порой увидишь человека, которого довольно легко представить в индейских одеждах.
Удивительно перемешались народы на Алтае. Тюрки, финны, угры, славяне - так или иначе могут, видимо, считать Алтай своей прародиной. А сами алтайцы верят: именно здесь, в священных высотах плато Укок вообще некогда зародился род человеческий...
Кстати, о славянах. В начале XVI века в России побывал австрийский посол Сигизмунд Герберштейн, который собрал экзотические сведения, в том числе и о Сибири. В своих "Записках о Московии" он пишет об удивительной "стране Лукомории", расположенной за рекой Обь. Живут там, дескать, в неприступных крепостях Грустине и Серпонове загадочные лукоморцы, жизнь которых "похожа на басню: как носится слух, они каждый год умирают именно 27 ноября, когда у русских празднуется память святого Георгия, и потом оживают, как лягушки, большей частью 24 апреля". Герберштейн подробно описывает жизненный уклад лукоморцев, повествует о правителе князе Венца и его сыновьях, чудо-речках, которые протекают в этих фантастических краях. Так, уверяет посол, в речке Тахнине "одна рыба с носом, ртом и прочим, по виду - совершенный человек, но без голоса, а на суше есть люди, у которых все тело, как у диких зверей, покрыто волосами".
Эти записки иностранца можно было бы назвать побасенками, но вот что удивительно: в коллекции Новгородского пединститута, как подтвердила его проректор Валентина Строгова, можно обнаружить свидетельства опять же о стране Лукомории, которая находится "в дальних землях, за Обь-рекою". Новгородские летописи тоже содержат фантастические описания этих мест. Откуда они взялись? Известно, что новгородцы ходили за Урал задолго до Ермака и приносили оттуда рассказы о далеких, полных чудес землях.
...Фантазия у наших предков, конечно, была богатая. Но чем глубже исследователи пытаются расшифровать историю Алтая, тем больше встречают загадок. "Концентрация чуда" здесь настолько высока, что отрицать его очень затруднительно.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников