03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

...ПЛЮС ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВСЕХ ДОРОГ

Струженцов Дмитрий
Опубликовано 01:01 11 Октября 2000г.
Похоже, транспортники выбрали город на Неве постоянным местом обсуждения своих наиболее животрепещущих проблем. В сентябре здесь прошла вторая международная конференция по транспорту, а октябрь ознаменовался проведением в Петербурге пятой международной научно-практической конференции - "Информационные технологии на железнодорожном транспорте". Ее устроителями выступили Министерство путей сообщения Российской Федерации, Октябрьская железная дорога, Академия транспорта РФ и ряд других.

Судить о том, как быстро и серьезно возрастают год от года авторитет и значение конференций "Инфотранс", можно хотя бы по тому, что в наше весьма прагматичное время растет число спонсоров этих конференций. В этом году у "Инфотранса-2000" два генеральных спонсора и тринадцать, так сказать, "рядовых", в то время как первую конференцию спонсировало всего шесть организаций.
Сама идея проведения подобных конференций возникла еще в 1995 году среди ученых-электронщиков Петербургского государственного университета МПС. В ту пору в Министерстве путей сообщения уже обсуждался проект программы отраслевой информатизации. Однако программа эта затрагивала так много различного рода проблем, что возникла необходимость обсуждения ее с широким кругом заинтересованных организаций и специалистов.Так идея, рожденная Петербургским университетом, нашла не только понимание, но и всемерную поддержку в МПС.
Первая конференция ("Инфотранс-96") собрала 60 участников и положила начало своего рода традиции: конференции стали проходить ежегодно. Теперь, в пору проведения пятой юбилейной конференции, она обрела характер авторитетнейшего форума ученых, специалистов, руководителей высоких рангов, занимающихся проблемами внедрения на железнодорожном транспорте современных информационных технологий.
Пятая конференция "Инфотранс" собрала на берегах Невы представителей МПС России, ведущих специалистов научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, руководителей учебных заведений МПС, служб информации и связи, ИВЦ всех железных дорог России, представителей зарубежных железных дорог, отечественных и зарубежных разработчиков информационных и телекоммуникационных систем железнодорожного транспорта. В работе конференции, таким образом, приняли участие практически все крупнейшие заказчики и разработчики новых информационных систем.
Наряду с пленарными заседаниями на конференции работали и две секции. Одна из них обсуждала вопросы формирования информационного пространства и разработку комплексов информационных технологий на железных дорогах, а другая рассматривала вопросы создания систем и средств связи.
Были проведены и три так называемых "круглых стола". На них специалисты обсуждали в предельно конкретной постановке такие проблемы, как подготовка кадров для работы в области информационных технологий, проблемы обеспечения информационной безопасности на железных дорогах России, вопросы создания аналитико-управленческой системы железнодорожного транспорта.
Огромное значение обсуждавшихся проблем подчеркнул в своем приветствии ее участникам министр путей сообщения России Н. Аксененко: "Внедрение принципиально новых технологических решений во все сферы деятельности железнодорожного транспорта - одна из главных стратегических задач развития отрасли: появилась реальная возможность полного перехода на централизованное управление всем комплексом перевозок и транспортных услуг".
Необходимость такого шага диктуют не только стремительный рост достижений цивилизации, не только моральное старение прежних методик и систем управления, но и огромные расстояния, различные часовые пояса, через которые проходят российские железные дороги. Современные технические средства телекоммуникаций позволят решить глобальную задачу создания стабильного единого информационного пространства на всем полигоне российских железных дорог.
"Инфотранс-2000" - это своего рода знамение времени, свидетельство бурного технического прогресса на транспорте. Каждая конференция - это новые рекомендации, новые проекты и решения, которые становятся позже руководством к действию по внедрению информационных технологий на всех железных дорогах России. О том, насколько это важно для российского железнодорожного транспорта и для всей экономики России, говорил, открывая конференцию, первый заместитель министра путей сообщения России А. Мишарин.
Именно по рекомендациям конференций на российских железных дорогах велись и ведутся работы по созданию современной единой взаимоувязанной телекоммуникационной инфраструктуры. В целях ее создания за короткий срок было установлено более 26 тысяч километров волоконно-оптического кабеля, введено в эксплуатацию свыше 8 тысяч километров магистральных сетей связи. Создается спутниковая подсистема МПС. Ведутся работы и по организации единой сети передачи данных российских дорог. Уже на трех тысячах линейных предприятий завершается в этом году создание локальных сетей, способных подключаться к единой общей сети МПС.
Трудно переоценить значение введенной в этом году в эксплуатацию первой очереди системы "Диспарк". С ее помощью ныне определяется в реальном времени состояние, местонахождение, принадлежность российским железным дорогам, дорогам СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии всех грузовых вагонов. Теперь не надо ежесуточно, что называется вручную, составлять статистическую отчетность по перевозке грузов. По-новому решаются и вопросы проведения ремонта грузовых вагонов.
Начала функционировать первая очередь автоматизированного контроля за использованием контейнеров - "Дискон-1". Эта новая система позволяет значительно повысить эффективность использования контейнеров, сделать их учет более точным, сократить долю ручного труда. Вот-вот будет сдана в эксплуатацию на Московской железной дороге система управления пассажирскими перевозками "Экспресс-3". В будущем году подобные системы будут внедрены еще на 7 дорогах России.
Придавая приоритетное значение внедрению и развитию на железнодорожном транспорте информационных технологий, МПС только в нынешнем году выделяет на эти цели 20 миллиардов рублей. Объем инвестиций вдвое превышает вложения года минувшего и составляет примерно третью часть всех инвестиций в развитие железнодорожной отрасли. Планируется к 2002 году создать основную часть единой информационной системы российских железных дорог. Она свяжет управления всех железных дорог между собой и с МПС России. К 2005 году предполагается полностью завершить внедрение информационных технологий на всех железных дорогах страны.
Но, разумеется, на пятой конференции "Инфотранс" речь шла не только о достижениях и успехах. Увы, пока на российских железных дорогах куда больше нерешенных задач, нежели достижений. На конференции, в частности, отмечалось, что в системе мировых перевозок на долю железных дорог России пока падает мизерная доля, примерно 1 процент. И важнейшим условием успешной интеграции российского железнодорожного транспорта в общую мировую транспортную систему опять-таки является широкое и повсеместное внедрение на наших железных дорогах современных информационных технологий.
Совершенно очевидно, что развитие рыночной экономики требует от транспортников оптимального управления грузопотоками, а такое управление просто немыслимо без информации. Ныне федеральный железнодорожный транспорт перевозит около 80 процентов всех грузов в стране. От работы железнодорожного транспорта, таким образом, зависит во многом состояние экономики России. В то же время экономические процессы в новых рыночных условиях обретают все большую значимость.
Сегодня связь поставщиков и потребителей характеризуется для железнодорожников не только структурой, объемами и направлениями перевозок, но и темпами отгрузки, меняющимися требованиями клиентов, графиком поставок... Для оптимального управления транспортными процессами необходимо создать условия согласования бизнес-процессов производства, торговли, потребления в различных регионах страны. Согласованные действия товаропроизводителя, торговли и транспорта ныне уже невозможно осуществлять прежними методами.
В МПС создана обширная программа информатизации железнодорожного транспорта и уже осуществляется переход от информационных к информационно-управленческим системам. Сформулированы принципы и начато построение корпоративной аналитико-управляющей системы.
Вновь создаваемая система разрабатывается для изменившихся условий работы железнодорожного транспорта с ориентацией на современные технические средства информатизации. Внедрение в сферу информатизации железнодорожного транспорта современных банковских технологий и программных средств ERP-систем требует замены ранее разработанных и эксплуатируемых до настоящего времени автоматизированных систем в сфере станционных, дорожных и сетевых "бумажных" информационных технологий. Развивающуюся сегодня телекоммуникационную структуру следует рассматривать как новый составной элемент будущего общего всероссийского инфокоммуникационного пространства.
На "Инфотрансе-2000" заслушано около сотни докладов, каждый из которых раскрывал общую проблему с различных точек зрения. Естественно, что в ходе дискуссий многие вопросы получили свое теоретическое, а в ряде случаев и практическое разрешение.
Но многое еще предстоит осмыслить, как говорится, "довести до ума". Предстоит еще проработать механизм корректировки системы информационных технологий в связи с кардинальной реформой МПС. В частности, не без удовлетворения отмечалось, что все или почти все комплектующие для информационных технологий производятся в России и они надежны и много дешевле, нежели приобретаемые за рубежом. Вместе с тем отмечалось, что российская промышленность пока не производит главного - волокна для волоконно-оптических кабелей...
"Инфотранс-2000" приняла рекомендации, адресованные специалистам и касающиеся таких специфических, профессиональных проблем, как стратегия и тактика формирования телекоммуникационной среды отрасли; применение современных цифровых систем, построение системы информационной безопасности; развитие инфраструктуры информации железнодорожного транспорта России, создание единого информационного пространства учебных заведений МПС...
Можно не сомневаться в том, что рекомендации и на этот раз послужат хорошим ориентиром в работе всем специалистам, от которых зависит успех внедрения и развития информационных технологий на российском железнодорожном транспорте.
Конференция проходила при переполненном конференц-зале гостиницы "Прибалтийская". В фойе была развернута большая выставка, на стендах которой российские и зарубежные компании и фирмы демонстрировали новейшие изделия для оснащения телекоммуникационных систем и информационных технологий.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников