ЕГО ДЕЛО - ТРУБА

Об удивительных музыкальных способностях Саши Журавина сегодня говорят не только специалисты, предрекая ему известность чуть ли не самого Луи Армстронга. О нем пишет и западная пресса, называя "русским вундеркиндом". Удивляться есть чему: за 4 года, что Журавин играет на трубе, он успел победить на конкурсе "Юные таланты Московии", заявить о себе в музыкальном проекте "Самородки России". Юный трубач успешно гастролировал во Франции, Германии. Сейчас готовит программу для выступлений в Америке. Недавно он вместе с оркестром под управлением Александра Петухова выступил на сцене концертного зала "Россия".

В тот день на концерте Саша так уверенно исполнил фрагменты из оперы "Кармен" и "Аида", что ему больше всех досталось и аплодисментов, и цветов. Но на самом деле оказалось...
- Идешь на сцену и дрожишь, - признался Саша. - Потом, когда сыграешь и тебе аплодируют, страх немного проходит, но нервы еще "гуляют". Успокаиваешься только дома: ставишь цветы в вазу и, как говорят на своем жаргоне музыканты, начинаешь "поливать", то есть играть на трубе.
- Почему ты решил заняться музыкой?
- Все мои родные с абсолютным слухом, а мне, как оказалось, "медведь на ухо наступил". Больше всех переживала бабушка, поэтому, чтобы развить слух (хотя особых надежд не было), она и выбрала трубу, шахматы и танцы. Мне тогда было уже семь лет, но почему-то в шахматной секции всегда "сдавался", только иногда бывали "ничьи". Зато в танцевальном кружке успехи были: сразу перескочил из первого класса во второй. Потом все забросил и вот уже четыре года, как говорит бабушка, дело мое - труба.
- Слушай, а твои друзья не удивляются, что ты играешь на "немодном" инструменте: с трубой ведь ни во двор не выйдешь, ни на тусовку не пойдешь. То ли дело гитара, например...
- Раньше они немного посмеивались, а сейчас нет, потому что этих гитаристов в каждом подъезде пачка наберется. А труба - не только редкий, но и такой красивый инструмент! Даже сосед с седьмого этажа теперь учится играть на трубе, и я ему очень часто помогаю.
- Сколько времени у тебя уходит на музыкальные занятия?
- Дома - часа четыре, почти столько же - в ансамбле. На одной из телепередач съемки шли почти день. Столько играл, что разбил до крови губы. А в программе показали всего лишь малюсенький фрагментик - обидно было.
- Серьезное увлечение музыкой не отражается на твоих школьных отметках?
- Я - стойкий "четверошник", но особенно люблю математику: она учит логически мыслить, дисциплинирует. А это очень важно, если хочешь добиться успеха.
- А что для тебя значит - "успех"?
- Хочу стать профессиональным музыкантом, известным во всем мире. Таким, как Винтен Марсалис или Тимофей Докшицер.
- Ты называешь имена, которые я не знаю. А как ты относишься к Луи Армстронгу?
- Конечно, это звезда, но он ведь джазмен. А Марсалис и Докшицер играют и классиков, и джаз: они универсалы, виртуозы. Во время гастролей в Москве Марсалис сделал джазовую аранжировку "Колыбельной" Брамса. Я слушал, завидовал и думал, что все равно не хотел бы быть похожим на него. Если ты чья-то "копия", то интерес всегда будет вызывать "оригинал".
- Твои слова или ты их где-то услышал?
- Разве важно, услышал я это или сам дошел до такой мысли? Главное, что хочется добиться признания, быть богатым.
- Ты недавно вернулся с гастролей?
-Не я, а наш Детский ансамбль песни и пляски имени Локтева выступал с благотворительными концертами во Франции. Побывали во многих городах. Нас вызывали "на бис". Французам понравилось, как я исполнял марш из оперы "Аида". А потом я с духовым оркестром музыкальной школы имени Табакова поехал на конкурс в Германию. На Рождество пригласили в Америку: буду впервые играть духовную музыку. Так что сейчас постоянно репетирую.
- Труба действительно сложный инструмент: случается, даже опытные музыканты фальшивят. У тебя такое на концертах бывало?
- Бывало. Переживал жутко, хотя меня успокаивали, что, мол, слушатели не все профессионалы и твой кикс, то есть неправильную ноту, не услышали. А разве имеет значение, играю я профессионалам или обычным любителям музыки? Надо играть чисто и - все.
- Что надо для того, чтобы стать виртуозом-трубачом?
- Нужна воля, ее я и пытаюсь развить в себе. А для духовика - еще и хорошие легкие и, конечно, инструмент. У меня труба профессиональная, американской фирмы "Гетцен", правда, подержанная, но с отличным звуком. Когда поступлю в консерваторию, непременно заимею "баховскую" белую трубу. Но она очень дорогая, мне же ее сейчас пока незачем покупать. Всему свое время.
- Ты во всем такой рациональный?
- Да, мне кажется, я прагматичный в некоторых делах.
- А за выступления тебе платят?
- Нет, конечно. Только вот во Франции получил первую зарплату - 100 долларов и купил на них сувениры всем своим друзьям, бабушке, маме. Вообще мне нравится играть ради удовольствия, за просто так. Недавно наш ансамбль пригласили на музыкальный вечер московские врачи. Это такие замечательные люди, но у нас мало заботятся о них. Поэтому сыграл так, чтобы отвлечь докторов от их забот, чтобы они отдохнули.
- О чем ты мечтаешь?
- Это не мечта, а программа: получить хорошее образование, найти спонсора и гастролировать по всему миру...
...С Сашей Журавиным мы проговорили так долго, что стоящая за дверью бабушка - безусловный кумир и авторитет у внука - заволновалась: "так ли" отвечает на вопросы журналиста мальчик. Интересный человечек, он, рассуждая о русской культуре и музыке, безусловно, порой ошибался, а в чем-то был точен. Понимала: это - максимализм талантливого ребенка, который обитает во взрослой среде, живет именно этой, взрослой жизнью. И тем не менее по законам природы остается мальчишкой, который самоуверенно презирает "не по способностям", как ему кажется, раскрученных "звезд". В нем есть то, что можно назвать обаятельным прагматизмом. Выросло то самое "непоротое поколение", которое (хорошо это или плохо) освобождается от родительского романтического наследия.