ВЕНЦЕНОСНОЕ ВЕЛИЧЕСТВО

При входе в приемный зал шведского посольства в Москве, где толпились журналисты, Карл XVI

При входе в приемный зал шведского посольства в Москве, где толпились журналисты, Карл XVI Густав, как показалось, чуть замешкался. В ту же секунду протокольная служба все разъяснила: правом первыми задать вопросы удостоены сгруппировавшиеся справа российские СМИ, а лишь потом - кучкующиеся слева их шведские коллеги. Король Швеции и королева Сильвия приветливо и даже заинтересованно пожали руку каждому. Беседовали, кстати, стоя.
После добрых слов в адрес Москвы, которая за последние два года, прошедших со времени последнего государственного визита шведского монарха, изменилась в лучшую сторону, Карл XVI Густав бегло прокомментировал дальнейшие планы в ходе своей пятидневной поездки в Россию. Да, видимо, на русском Севере состоится рыбная ловля, на которую его пригласил губернатор Архангельской области. Да, предстоит посещение Соловков по настоятельной рекомендации посла Хирдмана. В этот момент ваш корреспондент, настраиваясь на заданную тональность разговора, спросил, что их королевские величества считают "самой скучной" из своих монарших обязанностей.
- Отвечать на скучные вопросы, - первой откликнулась с известной долей добродушного лукавства королева Сильвия, но мгновенно поправилась, словно заподозрив, что такой ответ может показаться обидным. - Это шутка.
Правда, ее венценосный супруг счел ответ вполне политкорректным:
- Почему бы и нет? Не все обязанности из числа веселых. Однако в каждой из них можно найти для себя что-либо поучительное, даже когда посещаешь семинары по специфическим темам. Королевские обязанности занимают обычно у нас весь рабочий день и часто еще вечера, если предстоит светский ужин. Но субботы и воскресенья мы стараемся посвятить семье.
Памятуя о том, что у короля репутация человека либеральных воззрений, в том числе и на проблему иммигрантов, спрашиваю: если поток афганских беженцев устремится частично в Швецию, будет ли им предоставлено политическое убежище по гуманитарным соображениям?
- Вопрос непростой. Существуют стандартные эмиграционные процедуры, решение принимается в каждом конкретном случае. Нужно будет учитывать и прошлое беженца. К тому же в последнее время процесс предоставления политического убежища стал более сложным...
Все это время королева Сильвия не сводила глаз с мужа, готовая в любую минуту подхватить тему, найти верное слово. Похоже, Карл XVI Густав очень ощущал эту психологическую поддержку, да и не стеснялся, задав вслух самому себе риторический вопрос "Как бы это сказать?", получить подсказку от королевы, бывшей переводчицы, которая свободно владеет шестью европейскими языками и даже языком жестов. Кстати, когда после 25-минутного перекрестного опроса настала пора перейти к сгоравшим от не меньшего любопытства шведским журналистам, королева Сильвия сочла необходимым еще раз, лучезарно улыбнувшись, напомнить корреспонденту "Труда" о своем озорном ответе на вопрос о "наискучнейших обязанностях":
- Это была только шутка.
Последний штрих. Королева Сильвия была одета в строгий костюм кремового цвета со стоячим воротничком и шелковой шалью, перекинутой через левое плечо. Король же выбрал строгий темно-синий костюм. Да в галстуке присутствовали цвета национального флага Швеции - синий и желтый, удачно гармонировавшие с выставленными вокруг в вазах ирисами тех же оттенков.