ГЛАВАРЬ ОТРЕЗАЛ ПОДЕЛЬНИКАМ ПАЛЬЦЫ

Женщина спешила домой. Поднялась на свой этаж. Ей навстречу вышли трое парней, все хорошо одеты, приветливо улыбнулись, поздоровались. "Наверное, новые друзья сына, - подумала женщина...". А войдя в квартиру, увидела, что все члены ее семьи, жестоко избитые и связанные, лежат на полу, квартира ограблена.

Дисциплина в банде Михаила Устюгова была железной. За провинность он не выносил выговоров, не делал "последних предупреждений". Просто рубил пальцы. Как-то его личный водитель выпил лишнего и не приехал вовремя. Шеф положил его руку на стол и хладнокровно отсек ножом мизинец.
Того же наказания "удостоился" и другой член банды - Валерий Гусев, отвечавший за поиск богатых квартир и за сбыт краденного. Как-то Михаилу показалось, что его подельник стал с прохладцей относиться к своим обязанностям, да и вырученные деньги вроде бы не все сдавал в "кассу". Пришлось и его лишить пальца. Правда, главарь великодушно разрешил взять отрубленную часть тела и идти в больницу. Палец Валере пришили, хотя и не совсем удачно.
Жестокостью и изворотливостью Мишка отличался всегда. Ему, безотцовщине, главные уроки давала улица, пока мать не попала в колонию. Только в школе-интернате он сел за парту, а потом - в спецшколе закрытого типа. Надо сказать, что тут Устюгов проявил даже способности, учась на "четыре" и "пять", радовал учителей, говорил, что мечтает стать водителем-дальнобойщиком. Но потом попался на одной краже, на второй.
В 1992 году, уже получив "образование" в зоне, он знакомится со спортсменом Сашей Машаровым. Здоровенный детина, владеющий приемами восточных единоборств, полностью попал под влияние Михаила. "Я за него любого в клочья порву", - предупреждал он всех новичков банды. Так в 21 год Устюгов стал главарем. И если в первое время ему самому приходилось участвовать в налетах, то потом он ограничивался только "общим руководством". Скажем, когда в чужой квартире бандиты сомневались, какие вещи брать, они звонили своему "начальнику" по сотовому телефону и тот давал распоряжения.
Приметную роль в банде из 17 человек играли женщины. Как правило, им доверяли звонить в намеченные квартиры в расчете на то, что одинокая девушка перед дверями не вызовет у хозяев опасений. Особенно отличилась Оксана Колесниченко, приехавшая на Урал с Украины. Она задержалась в этой преступной группировке дольше всех, вместе со всеми оказалась и на скамье подсудимых (двое громил еще находятся в бегах). Оксана была не просто "девочкой для утех", она стала любовницей самого "атамана". Правда, до того она жила с одним из простых членов банды, но потом Миша поменял ее на... телевизор. Все были довольны такой "сделкой".
С 1993 года банда начала "гулять" по всей Челябинской области. В каждом городе выискивали богатую квартиру и - в наглую, когда вся семья дома, врывались... Сценарий был примерно один: люди видели в глазок человека в милицейской форме или милую блондинку. Открывали безбоязненно. Тут же врывались остальные. С обрезами, пистолетами, ножами. Сразу начинали бить, издеваться над хозяевами, вымогая деньги, золото, ключи и документы на автомобиль. Прихватывали и бытовую технику, особенно ту, что в России еще не распространена. Но с большими вещами старались не связываться - слишком заметно, хлопотно. Потому и выбирали богатые семьи, чтобы солидный "навар" мог уместиться в карманах.
Всего на счету банды Устюгова насчитывается 55 доказанных преступных эпизодов. Среди них - три убийства. Трупы убитых расчленяли и закапывали в глухих местах, а частично сжигали. За эту часть преступной работы лично отвечал второй человек в банде - Машаров.
Но все приходит к своему логическому концу. В 1999 году бандиты были арестованы и осуждены. Тогда рассматривалось дело по 26 преступным эпизодам, подсудимые были приговорены к различным срокам лишения свободы, самые большие из которых составляют 14 лет (Михаилу Устюгову и Александру Машарову). Когда большинство участников группы уже отбывали наказание, областная прокуратура направила в суд дело по еще 33 эпизодам. Суд установил виновность подсудимых в 29 преступных эпизодах из предъявленных. Михаил Устюгов и Александр Машаров окончательно приговорены каждый к 15 годам лишения свободы в колонии общего режима, с конфискацией имущества.
Больший срок подсудимым не мог быть назначен, так как совершенные преступления относятся ко времени действия старого Уголовного кодекса - УК РСФСР, по которому после 15-летнего срока сразу следует высшая мера - смертная казнь. Валерий Гусев приговорен к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Оксана Колисниченко - к 8 годам лишения свободы, и тоже с конфискацией. Остальные подсудимые приговорены к разным срокам - от 6 до 13 лет.