ВОЙСКА В ОБМЕН НА КРЕДИТ

Подготовленный и подкорректированный США проект резолюции Совбеза ООН по Ираку, который, по замыслу Белого дома, должен был обеспечить международное прикрытие американской оккупации этой страны и привлечь к полицейской операции новых участников с их людскими и материальными ресурсами, похоже, основательно застрял.

Его раскритиковали и генсек ООН Кофи Аннан, и постоянные члены СБ - Франция, Россия и Китай - за то, что в нем ООН отводится лишь роль пристяжной лошади и не определены ни конкретная дата передачи власти иракцам, ни окончание срока полномочий международного контингента.
Между тем иракское болото засасывает американцев все глубже, множатся их потери, буксует процесс политической и экономической реконструкции страны. Неудивительно, что Вашингтон готов любыми средствами затянуть в Ирак своих партнеров, чтобы, естественно, разделить с ними ответственность и издержки. В обмен на 8,5 миллиарда долларов льготного кредита для вывода турецкой экономики из затяжного спада Вашингтону удалось склонить Анкару к участию в иракской операции.
Турецкий парламент, несмотря на то, что около 70 процентов населения настроено против этого шага, не без некоторых сомнений дал свое согласие. Предполагается, что в Ирак будет направлен 10-тысячный турецкий контингент. Его задача - контролировать часть так называемого суннитского треугольника к северу от Багдада, то есть тех районов, где американцы несут наибольшие потери.
Но вот незадача - необычную строптивость проявил Временный управляющий совет (ВУС) Ирака, состоящий из 25 назначенных американцами членов. Большинство ВУСа, и прежде всего представители курдов, выступили категорически против присутствия турецких войск на территории страны. Причины очевидны. Во-первых, явная враждебность курдского населения к турецкой армии из-за многолетней войны Анкары с турецкими курдами, требующими автономии. Во-вторых, националистические круги в Турции давно требуют военного вмешательства под предлогом защиты проживающего на севере Ирака туркоманского меньшинства. И в-третьих, среди иракцев еще жива память о печальных веках господства Османской империи.
Американское руководство, естественно, вряд ли прислушается к мнению ВУСа. Оно надеется, что турецкие сунниты в военной форме лучше найдут общий язык со своими иракскими единоверцами и будут способствовать общей стабилизации. Однако некоторые наблюдатели полагают, что появление в Ираке турецких войск может открыть новый фронт и значительно усложнит процесс урегулирования. Видимо, утешением для Вашингтона станет то, что при этом будут гибнуть преимущественно не американцы.