ДЕЛО ВОВСЕ НЕ ТЕМНОЕ

Член правления РАО "ЕЭС России" А. Трапезников с естественным и приятным для нас пристрастием читает опубликованные в нашей газете материалы, так или иначе связанные с проблемами реформирования энергетики. В редакцию пришло письмо, в котором он излагает свое мнение по поводу недавней публикации. Приводим его текст с небольшими сокращениями.

"В газете "Труд" от 6 сентября 2005 г. была опубликована статья "Темное дело" с подзаголовком "РАО "ЕЭС России" и Минэкономразвития настойчиво предлагают электричество отпускать по социальной норме". Взяться за перо меня побудило то, что в этой публикации содержатся фактические искажения, делаются некорректные выводы.
Так, автор статьи Александр Проценко пишет о планах РАО "ЕЭС России" ввести для россиян так называемую социальную норму потребления электроэнергии в пределах 50-100 кВт/ч на семью и приводит расчеты, что "семейная норма в 50 киловатт-часов в месяц позволяет 1 час утром и 5 часов вечером посидеть за столом под люстрой с 60-ваттными лампочками. И все. За остальное - свет в туалете и на кухне, утюг, пылесос, телевизор, не говоря о компьютере, - придется платить втридорога". Видимо, автор хотел вызвать определенную реакцию у неискушенного читателя. Но дело в том, что его утверждения и приводимые цифры не соответствуют действительности.
В министерствах и ведомствах сейчас действительно обсуждается возможность введения социальной нормы потребления. Постановка этого вопроса связана с тем, что в настоящее время тарифы для населения существенно ниже себестоимости электроэнергии. Заниженные тарифы для населения компенсируются за счет более высоких тарифов для промышленности. В результате ежегодный объем перекрестного субсидирования населения промышленностью в целом по России оценивается в 60 млрд. рублей.
Столь высокая дополнительная финансовая нагрузка на промышленных потребителей сдерживает темпы роста промышленного производства в стране. При этом получается, что промышленность субсидирует не только социально незащищенные слои населения, но и обеспеченных граждан, потребляющих, как известно, значительно больше электроэнергии за счет использования энергоемких приборов.
Подобной ситуации нет ни в одной цивилизованной стране мира, не было ее и в бывшем СССР. До 1991 г. тарифы для населения в среднем в 2 раза превышали тарифы для крупных промышленных потребителей.
Социальная норма потребления призвана заставить платить по экономически обоснованному тарифу в первую очередь обеспеченных граждан. Безусловно, в каждом российском регионе с учетом его природно-климатических и других особенностей должны устанавливаться свои социальные нормы потребления электроэнергии. Они должны рассчитываться исходя из общего годового объема фактического потребления населения в конкретном регионе, деленного на количество проживающих жителей. При таком порядке расчета социальная норма полностью покроет потребление не только малообеспеченных, но и среднеобеспеченных потребителей в регионе.
Сейчас социальные нормы потребления действуют в 14 регионах России. Согласно законодательству, решение об их введении в настоящее время является прерогативой региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а не РАО "ЕЭС России" и Минэкономразвития, как утверждает автор статьи.
Делает он и не соответствующие действительности выводы об уровнях цен на электроэнергию в России в сравнении с другими развитыми странами. Он пишет, что "этой весной один киловатт-час электроэнергии в США стоил 4 цента, в Канаде - 3,8, во Франции - 3,8, в Германии - 3 цента", и на основе этих данных заключает, что "за свет мы уже платим больше, чем американцы, канадцы, французы и немцы".
Однако суть в том, что те цены на электроэнергию в ряде стран Европы и США, которыми оперирует журналист, являются оптовыми, а не конечными ценами для потребителей. Они не учитывают ни стоимости транспортировки электроэнергии по магистральным и распределительным сетям, ни потерь в сетях, ни, в конце концов, расходов и прибыли сбытовых компаний. В действительности конечные цены для населения в этих странах значительно выше российских. Так, к примеру, цены за кВт.ч для населения (за вычетом налогов) во Франции на начало года, по данным Евростата, в среднем составляли 11, а в Германии - 16 центов. По официальным данным государственных служб США, цена одного киловатт-часа составляла 10 центов, что приближается к трем российским рублям.
Автор статьи полагает, что "в будущем году тарифы, как планируется, возрастут еще на 15-40 процентов в зависимости от региона". При этом он умалчивает об официальных данных, которые содержатся на сайте Федеральной службы по тарифам. Так, по данным ФСТ, РАО "ЕЭС России" является единственной естественной монополией, у которой темп роста среднеотпускных тарифов на электроэнергию уже второй год подряд ниже темпов инфляции. В 2004 г. он составил 11,4% при инфляции в 11,7%, в 2005 г. составит 9,2%, а инфляция, скорее всего, превысит 10%. Аналогичная тенденция сохранится и в 2006 г.
Кроме всего прочего, А.Проценко упрекает РАО "ЕЭС России" в том, что компания "в очередной раз увеличила размер дивидендов - в сравнении с прошлым годом примерно на 20 процентов (год назад повышали на 15 процентов)". В этой связи хотел бы напомнить, что РАО "ЕЭС России" - акционерное общество, контрольным акционером которого является государство (52,68%), и дивиденды на госпакет акций поступают в федеральный бюджет, в том числе на выплаты пенсий, социальных пособий и заработных плат. Кроме того, в 2004 г. головное общество РАО "ЕЭС России" осуществило налоговые платежи на сумму 12,8 млрд. рублей, а с учетом дочерних и зависимых обществ - на 106,5 млрд. рублей.
Не соответствует действительности и утверждение о том, что в рамках опционной программы для высшего руководства компании предоставляется "право покупки пакета акций РАО по льготным ценам", и в "итоге практически все высшие руководители компании стали и ее крупными акционерами".
Действительно, в июне 2004 г. решением Совета директоров РАО "ЕЭС России" для сотрудников Общества была утверждена опционная программа, аналогичная существующим в целом ряде крупнейших зарубежных и российских компаний. Она направлена на повышение заинтересованности в результате деятельности, а также на сохранение кадрового потенциала, особенно в условиях проведенной реорганизации компании. Но в рамках реализации этой программы сотрудники РАО "ЕЭС России" получили отнюдь не крупные пакеты акций, а опцион - право на приобретение одного процента обыкновенных акций РАО "ЕЭС России" на всех сотрудников.
Реализовать опцион и получить акции РАО "ЕЭС России", то есть стать акционерами компании, участники программы смогут только в 2007 году. Да и покупка опциона на акции РАО "ЕЭС России" производилась вовсе не по льготным ценам, а по средневзвешенной рыночной цене в 0,2934 доллара США за акцию, сложившейся в РТС за период с 25 июня 2003 года по 24 июня 2004 года.
Андрей ТРАПЕЗНИКОВ.
Редакция предполагает продолжить обсуждение острых, важных для миллионов потребителей вопросов, поднятых в публикации "Труда" и письме в газету А. Трапезникова. Приглашаем для участия в нем и наших читателей, компетентных экспертов.