У ТЕНОРА ШЕЛ ПАР ИЗО РТА

В Петербурге состоялся единственный в России концерт знаменитого итальянского певца Андреа Бочелли. Этого 48-летнего артиста называют "четвертым великим тенором", имея в виду легендарное трио Паваротти - Доминго - Каррерас, с участниками которого Андреа неоднократно выступал вместе. Но Бочелли намного моложе своих звездных коллег, его карьера находится в самом зените. Не так давно итальянец пел на церемониях вручения премий "Грэмми" и "Оскар", на открытии Олимпийских игр в Турине...

В Питер Бочелли приехал по специальному приглашению своего давнего поклонника, российского миллиардера Рустама Тарико. Однако пел не на закрытой вечеринке, как это нередко делают мировые знаменитости, соблазненные гигантскими гонорарами от российских нуворишей, а дал полноценный двухчасовой концерт на Дворцовой площади, куда вход был бесплатным.
Послушать арии из опер, дуэты и классические романсы в блистательном исполнении Андреа собралось больше пятидесяти тысяч зрителей. Наверное, половина из них заглянула на Дворцовую просто так, проходя мимо. Тем интереснее было наблюдать за реакцией людей, которых не назовешь знатоками оперного искусства. Даже отвязная молодежь не отпускала иронических смешков, а слушала, что называется, "во все уши". Вот для чего, оказывается, буквально создана Дворцовая с ее строгой, классической архитектурой: для оперных концертов! А отнюдь не для сумасшедших децибелов рок-музыки.
Даже капризная питерская погода в тот день проявила снисходительность к меломанам: небо хмурилось, но дождь, который, казалось, вот-вот разразится, так и не пошел, а плюс десять градусов (слава богу, без сильного ветра) не помешали Андреа и его партнерам исполнять самые сложные партии. Хотя пар у певца изо рта валил изрядно...
- Ничего страшного, у вас же не Северный полюс! - пошутил Андреа Бочелли, с которым корреспонденту "Труда" удалось потом перекинуться несколькими фразами. - Да и опыт пения на открытых площадках у меня имеется. Например, не раз участвовал в фестивале музыки Пуччини, что проходит у нас в Италии на берегу озера Массачукколи. Там тоже влажно, дует свежий ветерок. Но я как-то справлялся (улыбается)...
- Вы приехали в Петербург с двумя сыновьями. Они, конечно, поклонники папиного искусства?
- Ну как сказать. Мои мальчики, разумеется, побывали на концерте. Но критикуют они меня обычно, как никто из журналистов. Любят, так сказать, сыпать соль на рану. Но приезд в Россию для них - особое событие, им здесь все любопытно. И я бы хотел, чтобы они как можно лучше узнали вашу страну и вашу культуру, которую я так ценю.
- А что именно в русской культуре вам близко?
- Обожаю музыку Рахманинова, всегда вожу с собой его записи. Люблю Чайковского. Но прежде всего Россия для меня - это родина моих любимых писателей: Толстого, Достоевского, Чехова, Пушкина.
- Так любите чтение?
- После пения это мое самое любимое занятие. А виновата во всем... бессонница. Чтобы скоротать ночные часы, стал читать все больше книг. Чем, кстати, только усугубил бессонницу. Так что читатель я поистине запойный. У меня давно созрело желание приехать в Россию, посетить здесь огромное количество "писательских" мест, особенно Ясную Поляну, где похоронен Толстой.
- У вас много музыкальных проектов, связанных с Россией?
- Десять лет назад я уже приезжал в Петербург - записывал здесь диск с Большим симфоническим оркестром Владимира Федосеева. Это был потрясающий опыт, одна из самых лучших записей, которые я когда-либо делал. В дальнейшем мне довелось записать "Реквием" Верди с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Я пел с Ольгой Бородиной и другими российскими оперными звездами.
- Ваш старый знакомый Владимир Федосеев с тревогой говорит о кризисе оперного дела, о том, что конвейер постановок, лихорадочно сменяющих одна другую - лишь бы привлечь зрителя! - пагубно сказывается на артистах. Солисты не успевают "впеться" в партии, у них нет времени для отдыха, что приводит к преждевременному "изнашиванию" голосовых связок и раннему закату певческой карьеры...
- Да, я согласен с господином Федосеевым. Но ведь этот кризис не только в опере, он затронул культуру в целом. Ту же литературу, кино...Погоня за коммерческим успехом привела к тому, что серьезные художественные работы стали редкостью. Преобладают легкие вещи, не требующие ни от исполнителя, ни от слушателя напряжения духа. Свою задачу я вижу в том, чтобы в меру скромных сил приостановить эту опасную тенденцию.
- Однако в свой последний диск "Аmore" ("Любовь") вы включили "облегченные" дуэты со Стиви Уандером, Кенни Джи и даже поп-дивой Кристиной Агилерой...
- У меня часто возникают споры на эту тему с поклонниками высокого искусства. Я не считаю, что зазорно прибегать к средствам, привлекающим к классической музыке более широкую публику. Разумеется, популяризация не должна оборачиваться опошлением. Тут от артиста требуется тонкое чувство стиля, безошибочный вкус. Но вспомните, ведь еще легендарный Карузо пел не только оперные арии, но и популярные песни, а в результате публика и в театр шла охотнее. Я не настолько смел, чтобы сравнивать себя с Карузо. Просто пытаюсь следовать его традиции. Оттого и согласился выйти с оперными ариями на Дворцовую площадь.