КАК ЭТО ПО-РУССКИ?

Сегодня практически во всех крупных российских компаниях, причем в высшем руководящем звене, работают иностранные специалисты - так называемые экспаты.

- Только в Москве их до 10 тысяч, и в регионах примерно столько же, - говорит партнер международной консультационной компании по поиску персонала высшего звена компании Amrop Hever Антон СТОРОЖЕНКО. - Оценить точнее этот рынок сложно, потому что есть элемент коммерческой тайны. Почему многие крупные компании предпочитают варягов? Есть объективная необходимость. Российские работодатели готовы платить большие деньги за определенные специфические знания, носители которых являются уникальными специалистами. Найти им эквивалент практически невозможно. Дело не столько в образовании - просто прежде в Советском Союзе отсутствовали некоторые отрасли. Например, не было сетевой розничной торговли, поэтому во главе российской "Эльдорадо" поставили иностранца. Что скрывать, была и некая мода на западных менеджеров, но она схлынула.
В последние годы работодатели стали прагматичнее в подборе кадров. Когда можно обойтись без иностранца, вполне довольствуются российскими специалистами. Причем большинство международных компаний предпочитают не выписывать специалиста из-за рубежа, а искать на месте. Заказы на иностранцев не велики - у нас, например, человек двадцать в год. В принципе соотношение управленцев - иностранных и наших - уже устоялось: варяги составляют примерно 5 - 7 процентов среди менеджеров компаний.
Чего ждут от них работодатели? Возможность перенять западный опыт ведения бизнеса и восполнить отсутствие собственных высококвалифицированных кадров. Так поступили, например, Альфа-банк и "Ренессанс Капитал". Другая причина - подготовка компании к выходу на IPO. Именно для этого пригласила экспатов "Пивоваренная компания "Балтика"". Еще одна задача - запустить бизнес-проект, оптимизировать бизнес или кардинально преобразовать его. По этому пути пошла МТС, пригласившая поляка Гжегожа Эжа - отца всем известного логотипа-"яйца". Зовут их и тогда, когда необходимо изменить или поддержать имидж. Именно для этого многие российские рестораны приглашают на работу французских или итальянских шеф-поваров. Еще одна задача - повысить корпоративную культуру.
Иностранцы с удовольствием едут поработать в Россию. Это и денежно, и интересно. Зарплаты - от 200 тысяч долларов в год до бесконечности. Плюс соцпакет, который включает оплату квартиры, медстраховки, деньги на переезд и прочее. Выходит больше, чем на родине. Да еще профессиональный переводчик для тех, кто не понимает по-русски.
Аналитики компании HeadHunter рассмотрели около тысячи резюме соискателей из Европы и США. Оказалось, что спрос значительно превысил предложение в таких отраслях, как администрирование, маркетинг, информационные технологии, финансы и банки. Менее охотно иностранцы стремятся посодействовать в сфере продаж.
На днях президент Путин, говоря о проблеме импорта продукции, упомянул и импорт специалистов. Причем не лестным образом высказался против преобладания иностранцев в высшем менеджменте российских компаний. Но может ли российская экономика сегодня обойтись без иностранных управленцев?
Григорий ТОМЧИН, президент Всероссийской ассоциации приватизированных и частных предприятий:
- Я считаю, что слова президента не надо понимать, как начало акции по увольнению иностранцев. Президент прав в том, что нужно обращать больше внимания на подготовку собственного менеджмента. Тем не менее я убежден, что компания имеет право выбора кадров без оглядки на их гражданство. Важна задача, стоящая перед ней. Если российская компания выходит на мировой рынок, то вряд ли обойдется без иностранных управленцев. Кроме того, в советах директоров многих компаний имеются так называемые гаранты. Это уважаемые в мире люди. Они гарантируют транснациональность компании, ее надежность.
Анатолий ПАНОВ, проректор Московской международной школы бизнеса (Мирбиз):
- "Варяги" уже сыграли свою роль в России, и их могут заменить отечественные спецы. Если приглашать управленцев со стороны сверх всякой "квоты", то это будет уже не российский, а иностранный менеджмент. Самый главный вывод, который мы сделали после знакомства с иностранным менеджментом в России, таков, что "иностранное" - не всегда лучшее. Я помню то время, когда мы буквально "слизывали" весь иностранный менеджмент и пытались его применять здесь, в России. Но это чужая культура, чужие навыки. Пожалуй, самое положительное присутствие иностранного менеджмента относится к автомобильной промышленности. Наш автопром в силу различных причин отстал страшно. Здесь нам требуется помощь специалистов, иначе мы никогда не выйдем на средний мировой уровень. На менеджмент в спорте нужно смотреть с разных точек зрения. Если нам важен только успех - это один вариант. А если мы хотим воспитать собственные кадры - это совсем другое. Первый случай, скорее, минусовый.
- В чем можно согласиться с президентом, так это в том, что надо готовить своих классных менеджеров, - говорит Антон Стороженко. - Это прекрасно понимают все работодатели. Например, Рубен Варданян из компании "Тройка-диалог" стал инициатором и соучредителем школы бизнеса в Сколково. Это будет уникальное учебное заведение. Кстати, он подыскивает туда декана - и тоже за рубежом.
МНЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Надо ли теперь иностранцам паковать чемоданы? Этот вопрос мы напрямую задали самим менеджерам, которые уже хорошо знают русский язык:
Вальтер ван Дейк, генеральный менеджер голландской компании по подбору персонала G-Nius:
- Собирать чемоданы нам рано. Иностранные менеджеры по-прежнему востребованы российской экономикой. Их даже не хватает. По мнению наших клиентов, их отличает лучшее знание специфики бизнеса. А с российскими специалистами, особенно самыми подготовленными, происходит любопытное явление: если они чувствуют в себе силы, то они открывают собственный бизнес.
Томас Фасбендер из Германии, основатель компании по обслуживанию автопарков Carpool (Москва). Живет в России 15 лет:
- Присутствие иностранных топ-менеджеров в российских компаниях - временное явление. В течение одного поколения это уйдет в историю. Молодые российские менеджеры возвращаются из экономических школ Европы и Америки, и через 10-15 лет они займут места экспатов.
Ульф Шнайдер из Германии , генеральный директор Russia Consulting (Москва):
- Наилучший вариант для иностранного бизнеса в России - это совместная работа российских и иностранных специалистов, ведь сильные стороны есть и у тех, и у других. Я думаю, что так будет продолжаться еще долго.