"ЭЛЕКТРА" В ИНВАЛИДНОЙ КОЛЯСКЕ

Всемирно известный японский режиссер Тадаси Судзуки поставил с актерами Таганки трагедию Софокла и посвятил ее 90-летию Юрия Любимова.

Это не первая постановка Судзуки в Москве. Три года назад он срежиссировал "Короля Лира" на сцене МХТ, а до этого, увидев Ирину Линдт в любимовской труппе, выбрал ее на роль Роксаны в японском театральном проекте "Сирано де Бержерак". В нынешнем спектакле роль Электры исполняет юная Нана Татишвили, актриса поразительной энергетики и мощного темперамента.
Надо сказать, Тадаси-сан очень тщательно отбирал артистов для своего спектакля. Они должны быть молодыми, спортивными, отлично тренированными, так как метод работы японского мастера требует колоссальной затраты физических сил, когда тело выражает внутренне напряженное состояние человека, и он готов, что называется, "перепрыгнуть через себя". Ну а поскольку в основе спектакля знаменитая греческая трагедия, то актеры обязаны были прочувствовать и край бездны, и готовность к роковому поступку, и приближающуюся смерть, и голос крови.
Напомним: Электра в пьесе вместе с братом Орестом убивает собственную мать Клитемнестру, мстя за убитого ею отца. Эта трагическая коллизия послужила для режиссера поводом к размышлениям о современном мире, который болен и потому нуждается в лечении. Именно по этой причине на сцене появляются инвалидные коляски. Греческий хор из пяти человек, одетых в трусы и черные шляпы, тоже выезжает на колясках. Они кружат вокруг осунувшейся Электры, "читают" ее мысли и транслируют их беснующейся Клитемнестре (Любовь Селютина), тоже появляющейся в коляске. Эта отвратительная фурия с повадками проститутки и раскрашенным лицом дорогой куклы дергается и трясется, предчувствуя свою скорую гибель. Электра в отличие от матери кажется внешне спокойной, но внутри у нее бушует такая ненависть, что если бы она могла испепелить мать взглядом, то сделала бы это мгновенно, не дожидаясь приезда брата.
Режиссер в этой драматичной коллизии не принимает ничью сторону. Ему отвратительна месть как таковая. И вместе с тем он не видит, как спасти мир от надвигающегося апокалипсиса. Люди в белых халатах, которые сопровождают своих пациентов, следят только за тем, чтобы больные не нарушали пределы дозволенного, но вылечить их не могут. К сожалению, театр не может прописывать свои "лекарства" против общественных хворей, он только может указывать на них. А уж это дело людей - прислушиваться к такому выдающемуся художнику, как Тадаси Судзуки, или нет.