ГАГАРИН СУД

Выиграли они этот суд. Не только потому, что мальчик возвел поклеп на их отца (фильм и не

Выиграли они этот суд. Не только потому, что мальчик возвел поклеп на их отца (фильм и не претендует ни на какую правду, кроме художественной). Это было бы абсурдно - требовать денег с режиссера за вранье его малолетнего героя. Но все серьезнее: оказывается, имя Гагарина - бренд. И эксклюзивное право на него имеет семья космонавта.
Здесь начинается интересное. У всех на памяти инцидент с потомками Симонова и Серовой, ополчившимися на фильм Юрия Кары "Звезда эпохи". То есть тогда он назывался именно "Валентина Серова", или "Валентина и Константин", но суть сводилась к четкому обозначению исторических прототипов. Зрителю интереснее следить за тем, как на экране воплощают образ Серовой, а не за тем, как Марина Александрова изображает никогда не существовавшую Седову. Невинная попытка замаскировать Симонова под фамилией Семенов особенно трогательна. А что делать? Иначе картина вообще легла бы на полку, а у Кары по этой части опыт невеселый. Недавно родственники главного конструктора чуть не зарубили его новый фильм "Королев", выходящий 11 октября, а законченный год назад. Их не устраивал ряд исторических несоответствий.
Все это тревожные симптомы: родственники, коллеги и присяжные биографы великих людей - в особенности героев советского прошлого - стеной встают на пути у всех, кто пытается осмыслить судьбы их великих предков. Присваивать бренд - вообще последнее дело: хорошо, что никто из родственников Сталина на это пока не претендует. У меня в одном романе была страшненькая идея: в будущем государство приватизирует русский язык и введет налог на него - чтобы избежать этого налога, газетчикам придется выдумывать несуществующие слова типа "воспровозглашенный" и "многоизбранный". Не знаю насчет языка в целом, но насчет национальных героев все уже понятно: про них теперь фильма не снимешь, книги не напишешь и лишнего не скажешь. Лишним, видимо, будет считаться все, что не совпадает с точкой зрения родни, а родня, как известно, объективной не бывает. Век российского биографического кино закончился, не начавшись: дело, конечно, не только в том, что у наших людей самые добрые и честные родственники, яростно отстаивающие глянцевый облик любимого пращура. Дело в том, что в силу советской и постсоветской специфики все наши великие люди либо не были при жизни особо богаты, либо оставили потомству стремительно обесценившееся состояние. Прибыль извлечь не из чего, вот она и будет извлекаться из имени. Победа дочерей Гагарина может оказаться прецедентной.
И тогда нас ожидает серия удивительных картин. Они расскажут нам о советском классике, красном графе Алексее Худом, о великом летчике Валерии Чалове, о выдающемся кинорежиссере Андрее Таковском, народном певце Высодском и народном полководце Жюкове. И поди что-нибудь докажи.