«Ясная Поляна» за сенсациями не гонится

Одна из главных литературных премий назвала своих лауреатов

Одна из главных литературных премий России — «Ясная Поляна», носящая имя Льва Толстого, — назвала лауреатов 2013 года. Соучредителем премии остается компания Samsung, снова и снова подчеркивая, что поддержка благого начинания есть дань признательности корейского народа великой русской литературе.

Среди самого же русского народа, вскормленного этой литературой, словесных печальников о ее судьбе в избытке, а вот радетелей, у которых слово не расходится с делом, пока маловато (разумеется, когда речь идет о литературе непопсовой, то есть коммерческой выгоды не имеющей). А ведь призовой фонд толстовской премии хоть и солиден, но уж никак не запределен: «Современная классика» — 900 тысяч рублей, «XXI век» — 750 тысяч рублей победителю и 150 тысяч делят между собой номинанты из короткого списка, «Детство. Отрочество. Юность» — 300 тысяч рублей. Итого 2 миллиона с маленьким хвостиком. Капля в море для какого-нибудь «NN-прома»: Ну да Бог им судья.

Яснополянская премия за сенсациями не гонится и на быстрый, но сиюминутный успех своих лауреатов не рассчитывает. Не то чтобы это были книги не для всех, как раз наоборот. Но они вне моды, и значит, кто-то должен объяснить читателю, почему надо отложить очередной детектив или триллер и взять в руки именно такую книгу. Вот эти кто-то и составляют жюри, возглавляемое директором музея- усадьбы «Ясная Поляна» Владимиром Толстым. О коротком списке премии мы уже писали (см. № 129 от 17 сентября), а пьедестал почета 2013 года выглядит так.

В номинации «XXI век» премии был удостоен роман Евгения Водолазкина «Лавр», события которого разворачиваются в XV столетии. География романа обширна — родная Русь, Иерусалим, Венеция. Жанр трудноопределяем: это не криптоистория, столь популярная в последнее время, и не исторический роман в чистом виде, скорее история земных странствий человеческой души, изложенная, несмотря на всю свою философичность, в духе лучших приключенческих романов. По признанию автора, «искать героев в веке нынешнем трудно, если вообще возможно, а без героя книге никак нельзя. Читателю идти будет не за кем». А для него самого великая литература была и остается тем самым «светом в конце тоннеля, по которому мы все еще идем: пусть только не гаснет, а мы подтянемся».

В номинации «Детство. Отрочество. Юность» победила книжка с бодрым названием «Смеяться и свистеть». Юрий Нечипоренко с юмором и без тоскливых назиданий рассказал о взрослении обычного паренька из маленького шахтерского городка на границе России и Украины. На вопрос, почему предпочитает писать для детей, он ответил совсем просто: «Детская книга — особая штука: если она написана искренне, то может заложить в ребенке что-то очень важное, изменить его мироощущение, возможно — на всю оставшуюся жизнь. Со взрослыми, какие бы замечательные книги они ни читали, такое происходит крайне редко».

Лауреатом «Современной классики» — номинации почетной, а не конкурсной, — в этом году стал Юрий Бондарев за произведения, увидевшие свет больше 60 лет тому назад: роман «Батальоны просят огня» и повесть «Последние залпы». Сколько страниц написано им о войне, но говорить спокойно на эту тему Юрий Васильевич не может: «Война во все времена является незримой гранью не просто между жизнью и смертью, но между мгновением и вечностью. Когда писатель пишет о войне, он так или иначе вписывает в книгу и свою биографию. Иначе не бывает. Иначе получается ложь, а лгать о войне нельзя. Потому писатель так мучительно ищет слова, что не перо рождает фразу, слово, запятую, а процесс познания самого себя. Мы вспоминаем той памятью, которую нельзя по науке разложить на составные части. Наше поколение сейчас живет в мире разгадывания истин, прежде от нас сокрытых. И неизвестно, удастся ли нам их разгадать все или придется оставить тем, кто идет за нами. Думаю, придется:»