Юрий Дуров: «Буду придумывать новые истории про животных»

Знаменитому дрессировщику и руководителю уникального театра зверей – 60 лет

Одно из самых любимых мест московской детворы, а также их родителей, бабушек и дедушек — единственный в мире театр зверей «Уголок Дедушки Дурова». Кого только не увидишь здесь на представлениях. Не только медведей, обезьян и собак, но и экзотичных бегемотов, дикобразов, пеликанов... 11 октября 60-летний юбилей отмечает руководитель Театра, народный артист России Юрий Дуров. Представитель знаменитой цирковой династии, Юрий Юрьевич и сам является выдающимся дрессировщиком. Работая в цирке, он поставил целый ряд трюков, которые до сих пор никому в мире повторить не удалось.

— Юрий Юрьевич, 60 лет — возраст ухода на пенсию. Вы о ней еще не думаете?

— Вы только не пугайтесь, но я уже дорабатываю свою третью пенсию: когда работал в цирке, стаж дрессировщика опасных животных, необходимый для выхода на пенсию, был 20 лет, потом его еще уменьшили до 15 лет. Так что два полных стажа, достаточных для пенсии, у меня уже есть. А что касается моего ухода с должности — у нас в династии сложилась такая традиция, не уверен, что можно назвать ее счастливой: все руководители нашего театра работали здесь до своего последнего вздоха. Мне бы хотелось это правило нарушить. У меня есть кому передать свое место, и я мечтаю о том, чтобы руководителем Театра еще при моей жизни стала моя дочь Наташа. Она уже довольно крепкий дрессировщик, выступает с пони, барсуком, дикобразом, слоном и собачками. У нее два высших образования — культурологическое и управленческое. Хотя я придерживаюсь мнения, что никакие институты реальный опыт заменить не могут. Но в любом случае Театр должна возглавлять династия Дуровых. Надеюсь, что это произойдет при моей жизни, а я останусь в театре консультантом. Мне очень нравится придумывать новые театральные истории, писать сценарии для наших спектаклей. Уже накопил немалый опыт в этом жанре.

Юрий Дуров с дочерью Натальей на арене цирка

— Никогда не подсчитывали, скольких животных дрессировали?

— Специально не считал, но думаю, около сотни. Первый номер, с которым я начал выступать в папином аттракционе, — собака-математик Пурш, потом появилась обезьянка Моника, попавшая ко мне в самом раннем возрасте, затем дрессировал слоненка. Думаю, вот если так начать по порядку, то 98% животных, с которыми работал, я вспомню. Случалось и так, что начинал работать с некоторыми животными, но не получалось, и мы их передавали в зоопарки. А некоторые звери в раннем возрасте умирали от болезней, что всегда очень печалило. Каждый такой уход подопечного оставляет на сердце дрессировщика шрам, эти моменты тоже не забываются.

— С кем работать было труднее всего?

— Тут как у людей: есть животные талантливые, с которыми все получается легко и сразу, а бывают и такие, с которыми бьешься-бьешься, но толку никакого. Все зависит от индивидуальности, и нельзя сказать, что, допустим, слона дрессировать сложнее, чем собаку. Мне попадались собаки, с которыми невозможно было что-то подготовить для сцены, и слоны, легко поддававшиеся дрессировке. Могу только сказать, что самая ювелирная дрессура — с морскими животными. Например, морскими львами, потому что приходиться учить животное тому, что ты никогда не сможешь сделать сам. Например, балансировать мячиком на хвосте, стоя на перекладине. Очень сложно было с гепардами, потому что они не терпят никакого насилия и давления. Когда начинают их силой тянуть на поводке, они ложатся на манеж и отказываются подчиняться дрессировщику. А у меня они выступали без клетки, поводка и ошейника, то есть на полной свободе, и этот номер в мировом цирке до сих пор никто не повторил. За счет свободы мне и удалось найти с ними контакт. Я работал на свой страх и риск — ведь в любой момент они могли убежать в зал. Даже давал подписку об ответственности за возможные последствия.

— У вас скоро премьера нового спектакля.

— В ноябре планируем выпустить «Необыкновенное путешествие». На сцену выйдут молодой бегемот, группа дрессированных рысей, будет большой номер с обезьянами, новый номер с козочками. По сюжету, Владимир Дуров и его знакомый журналист мысленно путешествуют по разным странам и континентам, чтобы подобрать животных в свой аттракцион. Например, когда они представляют Южную Америку, на сцене появляется группа носух, Центральную Америку — морские львы.

— А с козочками мы куда попадаем?

— В швейцарские Альпы. Также побываем на пиратском корабле XVII века. Известно, что «романтики с большой морской дороги» возили с собой обезьянок, поэтому будет группа этих животных. В финале спектакля мы возвращаемся домой, и Владимир Дуров предлагает посмотреть лучшие номера нашего театра. К каждому номеру у нас подобраны костюмы, декорации, музыка освещение.

— Если говорить о проблемах вашего театра, то одной из самых больных является задержка со строительством новой сцены. Есть ли тут какие-то сдвиги?

— Давайте вспомним предысторию. Наталья Юрьевна Дурова создала проект расширения театра. Предполагалось построить еще один большой зал, общежитие для работников, клуб для детских занятий и небольшую часовню. Площади под проект нам выделили, нашлись и инвесторы, готовые оплатить работы. И началась стройка, под нее у нас отрезали часть двора. Там, где находились вольеры животных, вырыли котлован, а потом выяснилось, что не хватает каких-то бумаг, чтобы приступить к полноценному строительству. И все на много лет остановилось. Сколько бы мы ни писали, ни звонили, ни просились на прием к людям, от которых зависело начало этого строительства, сталкивались с какой-то стеной молчания. Нас не замечали и не видели. И почему так, я не понимаю. Хотя в последнее время ситуация несколько изменилась. В Московской городской думе работает депутат — народный артист России Евгений Герасимов, он отвечает за вопросы, связанные с творчеством. И с его стороны, и со стороны его единомышленников мы ощутили интерес и желание помочь. Герасимов подал депутатский запрос, и некоторые сдвиги в положительную сторону произошли. Но наш проект за это время уже устарел, его изменение займет как минимум год. И если все пройдет хорошо, то в 2016 году начнется строительство.

— Что еще беспокоит?

— Многие законы, которые издаются, очень нам мешают, поскольку у театра зверей своя специфика, а они ее не учитывают. Наш театр и, допустим, Ленком или «Таганка» не могут существовать по одним правилами. В творческом же плане проблема одна — хватило бы сил и здоровья делать то, что делаем. Наши спектакли пользуются популярностью, билеты раскуплены на много месяцев вперед. Слава богу, нас полностью обеспечивают кормами и зарплатой, тут к Департаменту культуры нет никаких вопросов. При новом руководстве ведомства (им руководит Сергей Капков. — «Труд») дышать стало гораздо легче. Предыдущие руководители относилось к нашему театру совсем по-другому.