ЛЮБОВЬ К ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ

АО "Иркутскэнерго" - одно из крупнейших энергетических предприятий страны, способное в год

АО "Иркутскэнерго" - одно из крупнейших энергетических предприятий страны, способное в год производить до 75 млрд. кВт/часов электрической и до 50 Гкал тепловой энергии. На фондовом рынке акции "Иркутскэнерго" входят в число так называемых "голубых фишек", стоимость их постоянно растет. Гидроэлектростанции ангарского каскада позволяют получать относительно дешевую электроэнергию Отпускная цена ее значительно ниже усредненных тарифов, существующих в РАО "ЕЭС России".
В настоящее время в АО "Иркутскэнерго" прорабатывается проект строительства ЛЭП "Братск-Северный Китай", стоимость которого 1,5 млрд. долларов, а срок окупаемости - менее двух лет.
Восемь лет назад, в период акционирования, "Иркутскэнерго" не вошло в состав холдинга РАО ЕЭС. Тем не менее акционерное общество, 40 процентов акций которого принадлежат государству, сумело успешно развиваться все эти годы, обеспечивая такие энергоемкие отрасли, как алюминиевая промышленность, дешевой электроэнергией. До сих пор в Иркутской области отпускная цена кВт/часа самая низкая в России. Казалось бы, руководство области должно только радоваться успехам такого предприятия и всячески поощрять его руководителей. Но, увы...
Новая волна передела собственности привела к тому, что минувшим летом 98 процентов акций Братского алюминиевого завода перешло к холдингу "Русский алюминий". Начата подготовка к проведению аукционов по продаже государственных пакетов акций АО "Востсибуголь", "Саянскхимпром", "Усольехимпром" и Коршуновского ГОКа, вновь сопровождаемая громкими скандалами.
Не обошли вниманием новые приватизаторы и "Иркутскэнерго". Причем в этой роли выступает не кто-нибудь, а администрация области. Госпакет акций предприятия является совместной собственностью Мингосимущества РФ и Иркутской области. Согласно договору области с центром, управление данным пакетом акций должно осуществляться по согласованию сторон. Тем не менее руководство области 28 января нынешнего года в одностороннем порядке передало половину госпакета в управление компании "Восточно-Сибирская финансово-промышленная группа". А через месяц Законодательное собрание области в срочном порядке принимает закон, по которому права управления половиной госпакета получает администрация области.
Таким образом, федеральное правительство было фактически отстранено от участия в управлении своей собственностью. Началась судебная тяжба. В мае Высший арбитражный суд, рассмотрев иск Мингосимущества, наложил арест на 40 процентов акций АО "Иркутскэнерго", находящихся во владении Иркутской области. В том числе и на те 20 процентов акций, что были переданы в управление "Восточно-Сибирской финансово-промышленной группы". Решением суда было запрещено Иркутской области в лице администрации, а также третьим лицам совершать любые действия в отношении спорного пакета акций. Причем запрет арбитражного суда распространялся не только на право распоряжаться госпакетом, но и на право голосовать этими акциями.
Еще до решения суда совет директоров "Иркутскэнерго" назначил на 30 июня проведение годового общего собрания акционеров. Чтобы воспрепятствовать этому, администрация области 27 июня подает встречный иск о признании долевой собственности на госпакет акций "Иркутскэнерго". Однако рассмотрение иска отложено было на август.
Затем администрация обращается в суд с ходатайством принять меры вне судебного заседания для обеспечения иска: запретить представителям федерального правительства совершать какие-либо действия в отношении госпакета акций "Иркутскэнерго" и запретить АО проводить общее собрание акционеров. Суд удовлетворил ходатайство, но только в первой его части. Так что, несмотря на все усилия администрации области, собрание состоялось. Все кандидатуры, выдвинутые ранее правительством РФ, были избраны в органы управления "Иркутскэнерго".
Осенью этого года боевые действия за госпакет перешли на новый, более высокий уровень. Если раньше союзниками администрации области во всех этих действиях выступали в основном оффшорные компании (Mepten Enterprises Limited и Dilcor International Ltd.) - то теперь в ее отчаянной борьбе за отчуждение государственной собственности объявился весьма влиятельный союзник - глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс, знающий, как можно обойти судебные инстанции.
Совместными усилиями они сочинили послание президенту страны. Документ этот заслуживает того, чтобы процитировать из него наиболее интересные пункты: "Администрация Иркутской области и руководство РАО "ЕЭС России" в результате проведенных переговоров решили создать управляющую компанию, в собственность которой будет передан контрольный пакет акций АО "Иркутскэнерго".
Предлагаемый проект представляет собой консолидацию пакетов акций АО "Иркутскэнерго" путем внесения при учреждении компании пакетов акций, принадлежащих РАО "ЕЭС России" (20 процентов АО "Иркутскэнерго", переданных Министерством имущественных отношений РФ РАО "ЕЭС России"), Иркутской области (20 процентов акций АО "Иркутскэнерго") и частными инвесторами (в сумме не менее 10 процентов акций АО "Иркутскэнерго").
На основании изложенного, убедительно просим Вас дать указание Министерству имущественных отношений РФ подписать с Администрацией Иркутской области соглашение о разграничении прав собственности на пакет акций АО "Иркутскэнерго" (по 20 процентов каждой стороне) и передать РАО "ЕЭС России" 20 процентов акций, принадлежащих Мингосимуществу".
Не надо быть глубоким аналитиком, чтобы понять, в чьих интересах затеяна эта акция с созданием "управляющей компании".
Во-первых, сам термин "управляющая компания" в данном случае не несет никакой юридической нагрузки и использован, скорее всего, в камуфляжных целях. В обращении к президенту речь фактически идет о создании частной коммерческой организации, учредителями которой выступят РАО ЕЭС, некие частные инвесторы и Иркутская область.
В принципе действующее законодательство допускает создание подобного акционерного общества с внесением в его уставный капитал акций, находящихся в государственной собственности. Но только с применением процедуры приватизации, установленной федеральными и областными законами. Значит, пакет акций, принадлежащий Иркутской области, должен быть включен в областную программу приватизации, а его внесение в уставный капитал "управляющей компании" может быть осуществлено только с согласия Законодательного собрания.
Вот тут-то и пересекаются экономические интересы с политическими. Для достижения поставленной цели руководству области, естественно, нужна поддержка Законодательного собрания, свои люди в парламенте. Поэтому в ходе недавней избирательной кампании депутатов в ЗС команда губернатора решила разыграть карту "Иркутскэнерго". О чем только не писали местные газеты, чтобы продвинуть "своих" кандидатов и не дать пройти независимым кандидатам. Но, видно, неудачный год выдался для администрации Иркутской области. Несмотря на колоссальные затраты на избирательные кампании "своих" кандидатов, огромные средства, потраченные на проведение Байкальского экономического форума, беспрецедентное давление на вновь избранных депутатов, уже пятый раз депутаты не хотят одобрить "нужную" кандидатуру председателя Законодательного собрания.
Что же дальше? Вполне вероятно, что будет предпринята попытка передачи федерального пакета акций в РАО ЕЭС, а затем в управляющую компанию вне процедуры приватизации. Из-за несовершенного еще российского законодательства правовые возможности, к сожалению, для этого есть. При этом реализация таких планов ведет к фактической утрате контроля над "Иркутскэнерго" со стороны органов государственной власти Иркутской области.
Вместо 20 процентов акций "Иркутскэнерго" рыночной стоимостью около 100 млн. долларов, котирующихся на мировых финансовых биржах, область получит около 30 процентов акций одной частной компании (инвестиционная привлекательность которой весьма сомнительна), подконтрольной другой частной компании - РАО ЕЭС.
Нельзя исключать и возможность попыток использования "управляющей компании" для выведения активов в пользу иных компаний, или использования ее в качестве "инструмента" для последующего отчуждения активов в пользу заинтересованных структур, например путем использования процедуры банкротства. При развитии такого сценария и Федерация, и область останутся, по сути, ни с чем.