ФАУСТ ВЫХОДИТ НА СВЯЗЬ

Долго в этой комнате находиться не рекомендуется, особенно по вечерам. В это время, говорят, доктор как раз и любит прогуливаться меж книжных стеллажей, листая свои любимые фолианты. Мешать ему нельзя: неровен час, разгневается - и тогда...

- Неужели, не угомонился еще и способен погубить невинную душу? - спрашиваю у Людмилы Александровны Колга, главного библиотекаря-хранителя "Кабинета Фауста" в Российской национальной библиотеке.
Людмила Александровна улыбается:
- Погубить, может, не погубит, но.... Меня однажды сильно напугал. Это случилось вскоре после того, как я устроилась сюда на работу. Засиделась в кабинете дольше обычного, все мои коллеги давно уже ушли домой. Вдруг слышу тяжелые шаги, и голос, совсем рядом, окликающий меня по имени. Оглядываюсь - никого! И так - несколько раз. Решила, что перетрудилась. На следующий день другие библиотекари объяснили мне то ли в шутку, то ли всерьез: "Это дух Фауста тебя окликал..."
Схожие истории можно услышать и от других сотрудников Публички. Даже от тех, кто решительно не верит "ни в бога, ни в черта". Тут, в "Кабинете Фауста", говорят, все может быть.
Сам этот кабинет необычен для библиотеки - небольшой, с расписным сводчатым потолком, старинными, с высокими спинками, креслами у таких же старинных столов, и скульптурой немецкого первопечатника Иоганна Гутенберга. Читателям вход сюда воспрещен. Книги можно заказать только по особому представлению, а, получив, работать с ними в соседнем помещении строго ограниченное время. Потому что книги уникальные. В большинстве своем это инкунабулы, то есть изданные в колыбельный для европейского книгопечатания период - до середины XV века.
Для корреспондента "Труда" было сделано исключение, выписан пропуск в "комнату Фауста". С некоторой опаской открываю массивную дубовую дверь, переступаю порог. Оглядываюсь: полумрак, какая-то мистическая тишина...
Этот кабинет был открыт в 1857 году тогдашним помощником директора Владимиром Одоевским. Последний слыл знатоком средневековья. Особенно увлекался историей Фауста - реального, между прочим, человека, жившего, как предполагается, в VI или VII веке н.э., и прославившегося среди современников как физик, алхимик, энциклопедист, философ, полиглот... Много позже имя и дела его обросли легендами, стали темой для поэм и романов. Одоевский даже наряд себе пошил, в который облачался, приходя на службу, - длинное, темных тонов, платье, бархатная шапочка...
В основу собрания легла библиотека, доставленная из Варшавы еще в 1795 году Александром Суворовым. Изначально было в ней более 400 тысяч томов. Но пока обоз добирался до российской столицы, количество книг сократилось почти вдвое - часть разворовали, часть пришла в негодность.
С разрешения хранительницы кабинета снимаю с полки толстенное, килограмма, наверное, два, издание в великолепном кожаном переплете: "Ланселот Дюлаг", рыцарский безавторский роман. Шрифт крупный, "под рукопись"; цветные, в полстраницы, рисунки. А вот знаменитая "Мировая хроника Шоделя", изданная в 1493 году. В ней изложена вся история человечества от сотворения мира - до года выхода книги. Издатели вложили в "Хронику" несколько чистых листов. До конца XV столетия оставалось семь лет. Считалось, столько же и до конца света, описать который и предполагалось на тех страницах тому, кто, даст бог, выживет...
Нахожу среди иллюстраций ту, на которой запечатлен старинный Краков. Именно там, в местном университете, учился по преданию Фауст. А жил несколько лет под Краковым, в монастыре на Лысой горе. Куда Владимир Одоевский отправил в 1850-х годах одного из лучших столичных архитекторов - Горностаева, дабы прежде, чем оформлять "Кабинет Фауста", хорошенько узнал все о нем, его родных местах.
Больше часа провела я в необычном кабинете. Признаюсь, оттягивала прощание с ним, в надежде лично "пообщаться" со знаменитым доктором. Увы, так и не дождалась "сигналов". "Зато сколько снимков интересных сделала!" - утешала себя, сдавая в проявку фотопленку. Через час получила ее - ни одного кадра, совершенно пустая. "Наверное, что-то перепутали, не ту сдали?" - спросил мастер. Дома проверили - ту! Фаустовщина какая-то.