04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-8...-10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЮРИЙ ЛУЖКОВ: БЫТЬ СТОЛИЦЕЙ ТРУДНО, НО ЭТО СУДЬБА МОСКВЫ

Зубов Михаил
Опубликовано 01:01 11 Ноября 2003г.
"Крепкий хозяйственник" - фраза, давно превратившаяся в штамп, ее теперь встретишь в характеристике, пожалуй, любого руководителя. Но вспомним, к кому первому в обновленной России, еще в середине девяностых, крепко приклеилась эта формула? А еще он химик и публицист, пчеловод и изобретатель... Обо всем этом хотелось поговорить с Юрием Лужковым, личность которого интересна и во многом загадочна - поскольку он мало рассказывает лично о себе: недосуг, да и не это, мол, главное. Вот и теперь беседа длилась почти полтора часа, но до меда и изобретений мы так и не добрались. Лужков, хоть сейчас и в отпуске, говорил только о Москве, москвичах и их проблемах.

- Юрий Михайлович, в конце девяностых один из вице-премьеров российского правительства предложил стране почин: перейти на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг. Называлась даже конкретная дата окончания "реформы" - 2004 год. Ожидает ли это москвичей?
- Я еще в 1997 году сказал: все москвичи вносить стопроцентную плату не будут никогда. Я считаю, что платить полностью могут только те, для кого коммунальные услуги несоизмеримо меньше их доходов. И городское правительство предложило таким людям добровольно, по желанию перейти на стопроцентную оплату. Предлагая это, мы делали упор на моральный фактор, и он сработал. Многие согласились - сейчас платят полностью около 12 процентов москвичей. А за остальных город доплачивает. Чуть меньше половины от реальной стоимости вносят жильцы, остальное доплачивает городской бюджет. Город будет это делать и впредь. Другое дело, что форма этой доплаты в перспективе может измениться.
Сейчас городская дотация поступает в дэзы. А может быть, жильцы не хотят, чтобы их обслуживала эта жилконтора, возможно, их не устраивает ее работа? Но никто не спрашивает, город продолжает перечислять деньги именно туда. Поэтому стоит подумать над таким вариантом: доплачивать городские 54 процента самим жильцам, конкретным семьям на их персональные счета. С одним условием: чтобы эти деньги не расходовались на другие цели, кроме жилищно-коммунального обслуживания. Тогда жильцы дома смогут, собравшись, принять решение: нанять для обслуживания своего дома "родной" дэз или предпочесть какую-то другую фирму. Появится конкурентная среда, что позволит улучшить обслуживание. Ведь смысл реформы ЖКХ не в стопроцентности оплаты, а в изменении качества коммунальных услуг.
Что же касается квартплаты, то я уверен: она не должна становиться неподъемной ношей. По федеральным нормативам жилищные субсидии полагаются тем семьям, которые платят за коммунальные услуги более 22 процентов от своего дохода. В Москве норматив другой: 13 процентов, и мы думаем о том, чтобы снизить его до десяти. Это решение уже прошло первое чтение в Мосгордуме.
- Население города стремительно растет. По предварительным данным переписи, за десятилетие оно увеличилось на 2 миллиона человек. Не ждут ли нас проблемы, связанные с перенаселенностью, и можно ли остановить приток приезжих?
- Раньше этот приток ограничивался за счет прописки, но потом ее государство отменило. Я, не скрою, был против такого решения, поскольку понимал, какими сложностями для города это может обернуться. Но теперь уже ничего не поделаешь...
Нужно как-то решать проблему тесноты, и мы это делаем. В первую очередь - необходимо строить больше муниципального жилья, которое бесплатно достанется москвичам. Плюс строить больше ипотечного жилья для жителей города, при этом несколько сокращать долю жилья коммерческого. Но полностью его исключить тоже нельзя, поскольку доходы идут опять же на новостройки для москвичей, социальные программы. Ипотека в нашей стране развивается трудно, но в Москве она работает. Сейчас в городе есть минимум пять ипотечных форм, дающих горожанам возможность приобретать жилье в рассрочку под низкий процент. Москвич делает первый взнос - до 30 процентов, а остальное выплачивает в течение 10 или 15 лет. Чтобы строительная фирма была заинтересована в ипотечном режиме работы, город предоставляет ей очень серьезные льготы.
Если прирост населения за счет приезжих многих настораживает, то в росте рождаемости мы очень заинтересованы. Городу необходимо значительно помолодеть. Чтобы помочь молодым семьям, столичные власти реализуют программу "Молодой семье - доступное жилье". Смысл программы в том, что постепенно выкупать жилье у города семье обходится дешевле, чем просто снимать квартиру в частном секторе. А за каждого рожденного ребенка часть стоимости квартиры списывается. Родили троих - и возвращать кредит уже не нужно.
- Наверное, самая сложная из нынешних городских проблем - транспортная. Город задыхается в пробках...
- В Москве уже почти три миллиона машин, и это не считая тех, что каждый день приезжают из области. Их число будет и дальше расти, поскольку растет благосостояние москвичей. Если вам кто-то скажет, что берется решить проблему пробок в считанные месяцы и даже годы - не верьте. Это просто невозможно. Но можно облегчить, улучшить ситуацию.
Как это сделать? Самый простой, примитивный способ - закрыть въезд в центр города или даже в пределы третьего транспортного кольца. Или этот въезд сделать платным. По такому пути пошли, например, в Лондоне. Но мне этот вариант не симпатичен. Хотелось бы обойтись без особых запретительных мер, без ущемления свободы передвижения. Единственное, на что мы можем пойти, - ограничить въезд в пределы третьего кольца для грузовиков в дневное время.
Поэтому мы выбрали другой путь: строительство дорог, транспортных развязок, организация движения без светофоров. Расчеты показывают, что, если будет реализована идея, которую я предложил еще 7 лет назад, - сделать Садовое односторонним, его пропускная способность повысится почти на 40 процентов.
Другая причина пробок - в действиях наших дорожных инспекторов. Я несколько раз выезжал на различные ДТП, и меня просто возмутила, мягко говоря, неспешная, неорганизованная работа. Город готов закупать для ГИБДД транспорт, оборудование, но мы будем жестко добиваться, чтобы инспекторы действовали более оперативно и профессионально.
Ну и частично помочь в решении проблемы могут сами москвичи. Сейчас большая, длинномерная машина - это престижно. Мы же предлагаем покупать маленькие. Если кто-то стесняется - давайте культивировать лозунг "маленькая машина - это моя вторая машина". Я считаю, что нужно начать производство таких автомобилей (подобные планы у города есть) и перестать брать любые налоги с маленьких машин.
- У Москвы уже не первый год дефицитный бюджет. Тем не менее по нескольку раз в год город увеличивает надбавки работникам социальной сферы и пенсии. Последние в очередной раз подросли в ноябре. Каким образом это удается сделать?
- Город научился зарабатывать, стал эффективным собственником. Достаточно сказать, что на аренде своей недвижимости Москва зарабатывает больше, чем вся остальная страна. И в любом случае, независимо от того, какие трудности испытывает город, решение социальных проблем населения остается основной задачей - на это направляется примерно 50 процентов доходов бюджета.
Для принятия дефицитного бюджета есть несколько причин. Одна из них в том, что у нас в стране дурацкий бюджетный кодекс. Согласно этому документу, если бюджет бездефицитный, то Москва не имела бы права осуществлять политику заимствования. А она занимает, вкладывает в сверхвыгодные предприятия и получает прибыль. Так что в конце концов нет ничего страшного в том, чтобы принять бюджет с дефицитом, если мы в итоге заканчиваем год без бюджетного дефицита.
- Другая причина бюджетного дефицита, очевидно, в том, что регионы потеряли часть налогов: например, транспортный и налог с продаж?
- Налог с продаж продуктов не первой необходимости шел исключительно на социальные нужды. Но его отмена не означает, что мы перестанем, к примеру, повышать пенсии. Все равно будем!
А исключение дорожного фонда - это, считаю, более серьезная ошибка, допущенная правительством. После его отмены деньги уходят в федеральный центр и вернутся ли оттуда - неизвестно. В результате строительство дорог стало трудно прогнозировать, поскольку финансирование определяется вкусовыми предпочтениями Минфина, все зависит от того, выделит он деньги или нет. Хотя, что касается Москвы, могу сказать - правительство пошло нам навстречу - мы продолжим строить дороги. Но нет гарантии, что эти деньги будут из года в год выделяться. Когда был фонд, мы могли строить планы, твердо зная, что регион соберет примерно такие-то деньги в текущем году, а такие-то - в будущем. А поставьте себя на место дорожных строителей. В один год региону дали деньги - они получили заказ, а в другой - нет денег и заказов. И что же - увольнять тысячи сотрудников, распродавать технику? Считаю, нужно исправить эту ошибку, вернуться от случайного фактора финансирования дорожного строительства к стабильному, системному. Об этом я говорил президенту на заседании Госсовета и, надеюсь, был услышан.
- Юрий Михайлович, несколько месяцев назад вы заступились за жителей одного из домов в Восточном округе. Они протестовали против строительстваа нового здания у себя во дворе. Стройку остановили. Многие тогда говорили: мол, Лужков допустил ошибку. Теперь жалобщики почувствуют свою силу и их число лавинообразно возрастет. Ведь по большому счету никто не хочет терпеть рядом с домом стройплощадку...
- Любой протест жильцов нужно рассматривать и выяснять: имеет он деловую основу, или это просто эгоизм. Если каприз - нужно продолжать строить. Но если действительно из-за стройки под окном ухудшается инсоляция, падает коммерческая стоимость жилья, если стройка залезла на детскую площадку или другую социально значимую территорию - значит, люди правы, нужно останавливать такое строительство.
Прежде чем принять решение по строительству, обязательно надо проводить согласование с жильцами, убедить их в том, что стройка здесь действительно необходима. В случае же, о котором вы говорите, всего этого сделано не было. Более того, строители вместе с некоторыми бывшими сотрудниками префектуры (которые за это поплатились) изменили проект и вместо одноподъездного дома решили построить многоподъездный. И очень хорошо, что благодаря жильцам мы об этом сразу узнали.
- В том, что Москва исполняет столичные функции, для города больше пользы или вреда? И как вы относитесь к предложениям некоторых политиков передать часть столичных функций?
- Есть и польза, есть и связанные с этим серьезные проблемы, та же транспортная, но это не так важно. Быть столицей для нашего города - это судьба. Это наш крест, который город должен достойно нести. Москва стала столицей в той ситуации, которая сложилась в России много веков назад, она стала матерью городов русских по воле Всевышнего, если хотите. И теперь обязана быть столицей и имеет на это полное право.
Что касается подобных предложений, то, я думаю, они были навеяны предвыборной ситуацией. Перед выборами в том или ином регионе, крупном городе регулярно появляются обещания сделать его столицей. Потом разговоры затухают.
Ну и давайте посмотрим на этот вопрос с точки зрения логики. Предположим, кто-то решит переместить из Москвы Верховный суд. А у его работников спросили, хотят ли они переезжать? А кто-нибудь посчитал, сколько это будет стоить? Ну и, наконец, для этого понадобилось бы сделать еще две вещи. Спросить, а согласна ли Москва? И внести изменение в Конституцию, где говорится, что Москва - единственная столица России.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников