И ОШИБКИ ПОМОГАЮТ

Площадку для сравнительного анализа хода экономических реформ в рамках специального семинара предоставил Фонд "Центр стратегических разработок". Большинство российских экспертов оценили темпы экономических реформ в Казахстане как более высокие, чем в России.

Советник президента России Андрей Илларионов привел цифры: среднегодовые темпы прироста ВВП в Казахстане за последние семь лет составили 10,4 процента, тогда как в России - 6,5 процента. Эти и другие данные не в пользу властей России, которые вполне могли сделать "не хуже, чем в Казахстане, но не сделали этого".
Если же говорить об интеграционных процессах на постсоветском пространстве, то общее мнение участников дискуссии можно бы свести к следующему: Казахстан по ряду параметров ближе России, чем любая другая страна среднеазиатского региона, а по своему потенциалу Россия, Казахстан, Белоруссия и Украина, объединив почти 80 процентов ресурсов СССР (включая человеческие), могли бы стать конкурентоспособным "совместным игроком" на мировом рынке. Директор Института политических исследований Сергей Марков заметил: связка "Россия - Казахстан" может стать мотором интеграции на всем постсоветском пространстве. Однако обеим странам грозит опасность политического и экономического диктата со стороны "нефтекратии" - нефтяной бюрократии, которая из-за своих узкокорыстных интересов способна обрушить стратегию внутреннего развития любой страны, не говоря уже об интеграции. На важной проблеме остановился заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин: 98 процентов энергетических ресурсов России адресованы Западу, аналогичная ситуация и в Казахстане, что грозит обеим дружеским странам неизбежным столкновением интересов. И Россию, и Казахстан воспринимают на Западе как "бензоколонки" - стало быть, весьма актуальна проблема исчерпаемости ресурсов и потери национального суверенитета.
Казахский эксперт Канат Берентаев был весьма критичен, подчеркнув, что реформы в республике пока мало связаны с ростом уровня жизни. Например, реформа ЖКХ в Казахстане стала своеобразным бумерангом - и сегодня депутаты парламента этой страны уже ставят вопрос о том, чтобы государство взяло на себя часть проблем по сохранению и ремонту жилого фонда. Есть опасность, что нефтяная игла превратит Казахстан в третьеразрядную страну, а неверная стратегия реформ приводит, по данным эксперта, к ежегодной потере 2-3 процентов ВВП. Имеет место и нестыковка макроэкономического блока с гуманитарными проектами.
Внутренние и внешние угрозы способны обрушить любые реформы и любое поступательное движение вперед, напоминали эксперты. Профессор Всероссийской академии внешней торговли Александр Бельчук подчеркнул, что наиболее лакомые куски промышленности в Казахстане уже в руках иностранцев. При всех заклинаниях о стратегическом партнерстве такая "приватизация" чревата политическими последствиями. Отсюда вывод: для казахстанского бизнеса в России должны быть созданы комфортные условия, точно так же как в Казахстане - для бизнеса российского.