СТАРТ ПАРЛАМЕНТСКОЙ ГОНКИ

В Египте прошел первый тур парламентских выборов из намеченных трех. Следующие два пройдут 20 ноября и 1 декабря. На 444 места претендуют 5414 кандидатов. Еще 10 депутатов назначает президент страны.

Явный фаворит предвыборной гонки, которая проходила весьма живо, - правящая Национально-демократическая партия (НДП), которую фактически возглавляет сын президента Мубарака Гамаль. Именно его считают в Египте естественным преемником отца. В прежнем депутатском составе НДП имела 404 места, то есть подавляющее большинство. На ее стороне немалый административный резерв. Но не только. Среди партийных выдвиженцев на этих выборах 38 процентов новые, в основном молодые лица. Это соответствует озвученной Гамалем Мубараком концепции "нового мышления и модернизации Египта" и общему курсу на демократизацию политической жизни.
Конкурентами НДП выступают оппозиционный блок "Национальный фронт за политические и конституционные изменения", куда вошли 10 политических организаций, и запрещенная, но фактически открыто действующая религиозно-политическая организация "Братья-мусульмане". Ее кандидаты фигурируют в качестве независимых претендентов на депутатские мандаты. В прошлом составе "братья" имели 17 мест. Отдельно на выборы идет либеральная партия "Аль-Гад" ("Завтра"). Ее лидер Айман Нур занял второе место после Хосни Мубарака на сентябрьских президентских выборах.
Опасения властей несомненно вызывают "Братья-мусульмане". Судя по опросам общественного мнения, им готовы отдать голоса до 44 проц. избирателей. Кроме того, беспокойство усиливает возможная низкая явка. В сентябре к урнам для голосования пришло лишь 28 проц. зарегистрированных избирателей, а их больше 36 миллионов. Сторонники же "братьев" - как раз наиболее активная их часть. По крайней мере, "братья" рассчитывают не менее чем на 70 мест. Не исключено, что многоэтапность выборов объясняется не только техническими проблемами, но и желанием властей скорректировать свою политику после первого тура, если его итоги окажутся неблагоприятными для НДП.
Правда, "Братья-мусульмане" - это уже не та радикальная группировка, которая несколько десятилетий назад выступала за насильственное свержение египетского режима и переустройство общества на основе шариата. Более десятилетия назад она отказалась от насилия и переориентировалась исключительно на легальные парламентские методы борьбы за власть. Да и программа ее претерпела существенную эволюцию. Она по многим пунктам перекликается с программой светской оппозиции - в частности, делает упор на права женщин и египетских христиан - коптов, которые неадекватно представлены в органах власти, хотя составляют до 20 проц. населения.
Накал соперничеству придает то обстоятельство, что по конституции только завоевавшая не менее 23 мандатов партия может выдвигать кандидата в президенты. Все это обещает напряженную выборную гонку, что само по себе говорит о нарастающих демократических переменах.