ПРОДАМ СЕБЯ НА ЗАПЧАСТИ

Для начала я дала объявление в интернете и популярном городском еженедельнике. "Продам почку, цена договорная" - вот так - коротко, но емко, кто заинтересован, тот позвонит и узнает подробности. Но шел день, второй, третий, а моей почкой никто не прельщался. Странно, ведь свое предложение я разместила под чьим-то криком о помощи: "Срочно требуется почка, цена - 100 тысяч евро". Недоумевая, решила повнимательнее изучить виртуальную доску объявлений и ....окунулась в море людского горя. Вот где изнанка жизни, страшная реальность безысходности!

Желающих продать себя буквально по запчастям, оказывается, пруд пруди! Люди, доведенные до отчаянья - кто тяжелой болезнью ребенка, кто безработицей, кто долгами - торгуют единственным, что осталось - почками, печенью, костным мозгом.
"На спасение ребенка срочно требуется $ 40 000!" "Готов стать донором почки. Здоров, анализы на руках, согласен выехать за границу. Мне 23 года". "Продам почку или часть печени за 15 тыс. долл., анализы, трансфер, больничный уход и послеоперационное лечение за ваш счет. 24 года". "Продам почку, печень, роговицу глаза. Здоров, не пью. 35 000 тыс. у.е. за орган или обмен на квартиру в Хабаровске". "Продам почку, 800 000 рублей, возможен торг. Витя". "Москвичка, 18 лет. Продам себя на запчасти, пусть хоть родные нормально поживут ".
Удивительно, но покупателей меньше, чем продавцов. И это при том, что нуждающиеся в пересадке ждут спасительный донорский орган годами. Неужели смертельно больные настолько законопослушны, что не хотят здоровья с черного хода? Или большинство из них так же малоимущи, как и эти добровольные доноры?
Трансплантология - наука относительно молодая, и еще недавно мир с восторгом следил за первыми пересадками почек, печени, сердца. Да и сегодня статьи типа "Мать отдала свою почку дочери" подаются газетами как сенсация. Но мало кто из здоровых знает, что купля-продажа человеческих органов во всем мире карается законом, более того, запрещено и бескорыстное пожертвование. Поделиться с больным собой может лишь близкий родственник или... жертва несчастного случая, находясь в клинической смерти. Звоню некой Вике в Киев, ее объявление "Срочно нуждаюсь в почке!" соседствует рядом с моим.
- Вы ищете почку? А я готова продать.
Молодой голос лениво-равнодушен:
- Больше пяти тысяч не дам. Вас устраивает?
- Что ж так мало?- канючу я.
- Мало?- усмехается дама. - Тогда до свидания.
При этом она не спросила ни сколько мне лет, ни какая группа крови. Выходит, не больная, а посредница? Набираю тот же номер.
- Я согласна. А кому нужна почка? Вам? И где будут оперировать? За границей?
- Приезжайте в Киев и все узнаете. Операцию сделают здесь, больничный уход за наш счет. С вас только три анализа - на ВИЧ, гепатит и сифилис.
И вот я в Киеве. Звоню с вокзала.
- Подойдите к Макдоналдсу, - распоряжается Вика. - За вами приедут. Опишите себя.
- Среднего роста, светлые волосы до плеч, черная куртка (трусливо грешу против истины).
- Сколько лет?
- 45.
- Минут через 20 вас заберут.
"Как не хочется на операцию" - мелькает нелепая мысль.
Минут через 20 у входа паркуется серебристый джип. Из машины выходят два коренастых парня, просеивая взглядами толпу. Похоже, и впрямь за мной. Не найдя искомого объекта, возвращаются в машину, и тут же звонит мой мобильный.
- Ну и где вы?- Вика не скрывает раздражения. - Мы вас ждем уже десять минут.
- А можно еще вопрос: какие у меня гарантии? - спрашиваю слегка осипшим голосом.
- Да не бойтесь вы, все обсудим!- неожиданно ласково уговаривает Вика.
Я отключаю телефон и торопливо иду к метро.
Вика звонила мне еще пару дней, а потом прислала SMS с неприличным словом, окончательно убедив в небезопасности затеянного мной эксперимента. Интересно, а как у других идет рискованный "бизнес торговли собой"? Выбрав 20 объявлений в разделе "продам", я написала письма "друзьям по несчастью". Но ответило только двое. Парень из Бишкека признался, что его жизнь под угрозой, и спасти могут только 60 тысяч евро. А Света из Молдовы поделилась, что согласна всего на 15 тысяч долларов, и у нее был надежный канал, но его перекрыла милиция. С ней мне удалось пообщаться по телефону.
- Моя знакомая Ксюша продала свою почку три года назад. И ничего, здоровье нормальное. Она мать-одиночка, перебивалась случайными заработками, жила с матерью. А теперь свой дом, куры, корова, продает молоко и творог. К тому же в Турции отдохнула: ей ведь там вырезали почку, в частной больнице.
- И многие у вас так "отдыхали"?
- Многие. После Ксюши тем же каналом воспользовались ее сестра и двоюродный брат.
- И никого не обманули?
- У одного мужика кроме доли печени забрали желчный пузырь. Но это было в Румынии, а не в Турции. А другому недоплатили три тысячи. Он-то и сдал посредника - пошел в милицию и накатал заявление. Посреднику дали срок - восемь лет, а стукача нашли... повешенным.
- Ужас какой, и вы не боитесь во все это ввязываться?
- Когда терять нечего, ничего не боишься. Вы ведь такая же?
Звоню знакомой журналистке в Кишинев: "Говорят, у вас процветает торговля органами?"
- Да было с десяток уголовных дел по трафику человеческих органов. Но знающие люди утверждают, что есть целые деревни "однопочечных".
В Украине такой статистикой никто не занимается. Но на центральном телеканале недавно промелькнул сюжет: "43-летний житель Черкасс решил продать себя на органы. Заказчики предложили 10 тысяч за почку, 20 - за печень, 8 - за костный мозг". А вот исповедь Андрея из Сум, напечатанная киевской газетой:"От знакомого доктора я узнал, что с одной почкой человек может жить вполне нормально и решил продать вторую за 15 тысяч у.е. Оформил на работе двухнедельный отпуск, а через сутки был уже в Турции. Причем в больницу привезли как пострадавшего в ДТП. Уже год, как я живу с одной почкой, чувствую себя нормально. По словам директора Киевского института хирургии и трансплантологии профессора Валерия Саенко, подобные операции делают в основном за границей. В частности, крупнейшие центры нелегальной трансплантации находятся в Турции, Индии и Китае. Донорами, как правило, становятся люди от 18 до 30 лет.
- В помощи трансплантологов нуждаются сотни тысяч людей, - считает Виктор Сердюк, вице-президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов. - Если бы законодатели продумали все тонкости проблем трансплантологии, не было бы подпольных операций по пересадке органов и никаких печальных последствий для доноров. И родственники умерших не боялись бы, что кто-то пытается заработать на их близких, и 90 процентов больных не умирали бы.
Итак, хотим мы того или нет, но черный рынок органов существует. Западные СМИ утверждают, что наиболее масштабно он развит в Китае. И в этом замешаны не только частные госпитали и клиники - даже в крупных больницах Пекина и Шанхая на стенах туалетов и палат выведены рекламные объявления. Японские богачи, например, выкладывают сотни тысяч евро за печень и почки, которые вырезают у казненных заключенных и продают в больницы...
Уже поставив точку в этом почти детективном эксперименте, я получила электронное письмо из Москвы: "Плачу 60 000 евро, если у вас будут готовы документы на этой неделе. Если вы серьезно настроены и не будете успевать сделать визу, я помогу. Рассчитывайте пробыть в Германии около 14 дней, гостиница и больница будут проплачены, обратный билет на руках. Деньги получите любым удобным для вас способом. Это все сразу в день вашего прилета в Москву и после подписания документов о почке. Что еще? Мы делаем документы, подтверждающие ваше родство, иначе без них нас всех, включая мою сестру, посадят".
Мне стало стыдно, что я обнадежила людей, переживающих реальную трагедию. Настолько, что мелькнула шальная мысль: а может, и впрямь помочь умирающей девушке? А заодно, прости Господи, решить материальные проблемы....