ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ И СОВЕСТИ

Когда Владимир Путин пару недель назад в прямом телеэфире общался с народом, социологи замеряли у фокус-группы, состоявшей из молодых самостоятельных людей, их отношение к тем или иным высказываниям президента. Так вот, наивысшего одобрения были удостоены такие его слова: "Закон не может быть неморальным... Введение закона о налоге на бездетность не имеет под собой моральных оснований и принят быть не может". Когда же я опросил своих сотрудников, выяснилось, что и для них именно эта фраза оказалась самой запомнившейся. Такая реакция является пусть косвенным, но весьма убедительным подтверждением того, что, я полагаю, мы все чувствуем. В России после многих лет крушения этических ориентиров, беспредела, повальной коррупции созрел огромный запрос на моральную политику.

Кто-то сочтет это идеализмом, коль скоро политика в принципе "грязное дело". Другие подведут под этот тезис и теоретическое обоснование: мораль абсолютна, ее нормы - добро и зло - бескомпромиссны. А политика - искусство именно компромисса. Поэтому противоречие между бескомпромиссностью морали и компромиссностью политики неизбежно.
Что ж, на мой взгляд и по моему опыту, политика, как и любое другое дело, не является грязной или чистой, есть люди, которые занимаются чистыми или грязными делами. А действительное противоречие между бескомпромиссностью морали и компромиссностью политики не исключает необходимости стремиться к высоким этическим стандартам.
Все эти мысли у меня отчетливо наложились на те дискуссии и события, которые сопровождали празднование дня национального единства 4 ноября.
Это праздник морального подвига народа. Людьми, народным ополчением, освободившим Москву от интервентов в 1612 году, двигало святое чувство патриотизма, протеста против попранных свободы и справедливости, попранной веры, попранного государственного суверенитета. И уверенность в победе основывалась на том, что их вела в бой икона Казанской Божией Матери, в день обретения которой - 4 ноября - они и взяли Китай-город. Простые люди освобождали страну не ради корысти и наград, а во имя высокой идеи, силой духа, способного противостоять любому неприятелю. В этот день, как сказал президент, мы отдаем дань вековым традициям патриотизма, согласия и сплоченности народа.
И абсолютно морально ущербными выглядели люди, которые в этот день вскидывали руки в фашистском приветствии. Фашизм аморален, в этом бескомпромиссность морали проявляет себя со всей беспощадностью. Поклоняться, подражать символам нелюдей, уничтоживших до 30 миллионов твоих соотечественников, - это вовсе не глупость, это верх кощунства, верх неуважения к своей стране, к памяти своих предков.
А как оценить моральные качества тех людей, которые в день национального примирения, науськивали безусых мальчишек на драку под лозунгами межнациональной вражды?! Хорошо, что эти горе-националисты провалились в демонстрации многочисленности и сплоченности своих рядов. Ведь, помимо аморальности ненависти к людям, говорящим на других языках, такая ненависть крайне опасна для страны, которая всегда была многонациональной и сила которой всегда зависела, зависит и будет зависеть от согласия живущих бок о бок народов.
С нацистами, полагаю, все ясно. Но подобные явления, как фашизм и многое другое, возможны в нашем обществе только потому, что в нем в огромной степени утрачены моральные ориентиры, сбилась система ценностей, затуманилось содержание понятий добра и зла. Полагать, что все это возникнет само собой, опрометчиво, прождать можно вечно. Для меня очевидно, что сейчас и власть, и общество если не созрели, то созревают для внесения этического начала в политику.
В последние годы мы нередко с удовлетворением констатировали, что наша власть стала функциональной и технократичной. Это хорошо. Но мало. Российский народ всегда искал высший смысл бытия, откликался на высокие цели, имеющие серьезные моральные основания. Идея "Третьего Рима", выдвинутая в годы, когда границы Московского царства едва доходили до Можайска, привела русских на берега Тихого океана, дала рождение крупнейшему государству планеты.
Обозначаемые сейчас как стратегические цели - удвоение ВВП, повышение конкурентоспособности, реализация нацпроектов - вещи достойные, но не способные овладеть душами россиян. Страна нуждается в этическом целеполагании, в возвращении в политический и повседневный оборот понятий стыда и совести; в постановке высоких целей в духе того праздника, который мы только что отметили: обретение свободы, справедливости, единства, суверенитета, обретение веры в себя и страну, высокой духовности, цена каждой личности, сбережение нации, семейные ценности.
Уверен, запрос на эту повестку дня будет огромным в следующем избирательном цикле. И тот, кто первым это поймет, окажется в большом выигрыше.
Моральной должна быть и государственная политика, прежде всего социальная. Отлично, когда увеличивается количество машин "скорой помощи", растет количество койко-мест в больницах и газифицированных деревень. Но моральность государства всегда измерялась и тем, как оно заботится о людях, которые сами не в состоянии себя защитить. И как здесь не вспомнить о детдомах и домах для престарелых. Их состоянием я бы и определял моральность политики.
"Не будь побежден злом, но побеждай зло добром", - справедливо советовал апостол Павел в послании римлянам.