НА "НЕРПЕ" СЛЕДОВАТЕЛИ ПРИНЮХИВАЮТСЯ К ФРЕОНУ

12 ноября в Хабаровском крае объявлено днем траура по 20 морякам и гражданским специалистам, в минувшую субботу погибшим при испытаниях атомной подводной лодки "Нерпа" (об этой трагедии "Труд" подробно написал во вчерашнем номере). Большинство погибших - работники Амурского судостроительного завода, который достраивал атомоход.

Аварийная подлодка стоит на якорях на рейде завода в Большом Камне. На ней работают следователи. Главный вопрос, который им предстоит разрешить, таков: почему несанкционированно сработала система объемного химического пожаротушения (ЛОХ)? В том, что поданный ею в отсеки фреон стал причиной гибели людей, никто не сомневается.
Из источников на заводе стало известно, что система ЛОХ на "Нерпе" уже выходила из строя минувшим летом. По своей конструкции она отличается от систем, что стоят на других атомоходах подобного типа. Изменения внесены по требованию индийской стороны, которой предстоит передать корабль в аренду на 10 лет в 2009 году. Не исключено, что субботняя трагедия заставит вновь переделать систему. Это вынудит перенести передачу "Нерпы" индийским ВМС. А эту процедуру Россия и без этого уже дважды откладывала.
Один из бывших командиров атомоходов высказал важную, как представляется, версию. По его словам, на "Нерпе" был фреон китайского производства. Его в последнее время из-за дешевизны стали закупать наши кораблестроители.
- Их газ не соответствует российским ГОСТам и гораздо токсичнее отечественного, - заявил собеседник. - При распылении отечественного фреона подводники могут без средств индивидуальной защиты дышать больше трех минут. Этого времени достаточно, чтобы включиться в переносные дыхательные устройства. А на "Нерпе", насколько я понимаю, спасительных минут у людей не было.
Директор завода судового оборудования "Восток" - филиала Амурского судоремонтного завода Геннадий Багин от комментариев по этому поводу отказался.
соболезнование
Юрий Лужков, мэр Москвы
РОДНЫМ И БЛИЗКИМ ПОГИБШИХ НА БОРТУ АПЛ "НЕРПА"
Примите самые искренние соболезнования в связи с постигшей вас утратой. Я разделяю вашу боль и от всего сердца призываю набраться сил и мужества, чтобы пережить страшную трагедию. Москва всегда была тесно связана с судьбой флота. Военные моряки и впредь могут рассчитывать на поддержку и помощь правительства Москвы и москвичей.
ЛОХ УЖЕ УБИВАЛА МОРЯКОВ
Несанкционированное срабатывание системы объемного пожаротушения (ЛОХ) уже губило подводников. Трагедия произошла 20 марта 1983 года в Бискайском заливе на дизельной ракетной подводной лодке К-77 (той самой, которую после списания в 1988 году продали в США, где ее превратили в музей. На ней снимался знаменитый голливудский фильм "К-19" с Генри Фордом в роли командира советской подлодки). На К-77 на глубине 80 метров в 5-м отсеке возник пожар. По приказанию командира корабля была включена ЛОХ. Но огнегаситель фреон-114-В2 хлынул не в аварийное помещение, а в исправные 6-й и 7-й отсеки. Подлодка срочно всплыла, моряки начали вентиляцию. В 7-м отсеке аварийно-спасательная партия обнаружила в бессознательном состоянии 12 моряков. Десятерых удалось откачать, а капитан-лейтенант Кочнев и старшина 1-й статьи Тоос скончались от острого ингаляционного отравления. Как выяснилось, причиной трагедии стала забывчивость кого-то из рабочих, ремонтировавших корабль накануне похода. При сборке системы ЛОХ перепутали маркировку отсеков.