19 сентября 2018г.
МОСКВА 
21...23°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 67.75   € 79.17
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

Алексей Рыбников отметил юбилей премьерой

Фото: Екатерина Чеснокова, РИА Новости
Надежда Певцова
17:24 11 Ноября 2013г.
Опубликовано 17:24 11 Ноября 2013г.

В Большом зале консерватории состоялся авторский вечер Алексея Рыбникова, приуроченный к 50-летию его творческой деятельности. Концерт прошел в рамках II-ого фестиваля Государственной капеллы России им. А. А. Юрлова «Любовь святая»


В первом отделении прозвучала хоровая сюита «Тишайшие молитвы» и симфония № 4 «Vivo al mondo» для хора, солистов и симфонического оркестра. Хоровой сюитой дирижировал художественный руководитель капеллы Геннадий Дмитряк. Как признался Геннадий Александрович, он давно и успешно сотрудничает с композитором, и музыка Рыбникова ему созвучна. Это было слышно: тонкая нюансировка, красивый звук, длинные фразы, яркие контрасты. Две солистки, два замечательных сопрано — Оксана Лесничая и Лилия Пивень — как два ангела парили над мягкой хоровой волной.

В Четвертой симфонии к хору присоединился оркестр «Русская филармония». С первых нот стало ясно, что главный дирижер концерта — Хория Андрееску — досконально изучил партитуру, что и позволило ему донести замысел композитора во всех деталях. Эмоциональность, продуманность и прочувствованность каждой фразы, каждого нюанса сделали исполнение ярким и захватывающим. Яркая творческая харизма и впечатляющее дирижёрское мастерство, повсеместно проявляющиеся в работе маэстро с оркестром, исчерпывающе объясняют факт его частых в последнее время приглашений в Москву (месяц назад немалый резонанс имело исполнение Х.Андрееску Второй симфонии Малера с Российским национальным оркестром).

Четвёртая симфония Рыбникова создана в стилистике неоклассицизма: её тематизм наполнен аллюзиями с музыкой XVIII века. Эта стилизация под «галантный век» рисует образы изящных дам и кавалеров, страсти дворцовых переворотов. Оркестр, хор и солисты ярко и убедительно раскрывали драматургию этого «симфонического романа» — опус Рыбникова имеет программный подзаголовок «Vivo al mondo», что можно перевести как «Жизнь в мире» или «Проживая жизнь». В воплощении этой многообразной картины мироздания исполнительский ансамбль предстал гармоничным единым организмом. Были и запоминающиеся сольные номера, такие как соло на гитаре Дмитрия Илларионова в «Масках» и «Tristis» для меццо-сопрано в исполнении Ольги Алексеевой.

Во втором отделении прозвучала премьера концерта для виолончели с оркестром в исполнении Александра Князева. В программке-буклете давалось понять, что это главное событие вечера. И эти ожидания оправдались. Виолончельный концерт Рыбникова, написанный специально для Князева, встаёт в один ряд с лучшими образцами своего жанра. «Это лучший концерт после Шостаковича и Шнитке, да и вообще из всего, написанного за последние несколько десятков лет», — считает Александр Князев. Музыка концерта полна драматических контрастов, развитие драматургии следует от трагических эпизодов в начальных частях к гармонии и просветлённости финала. Можно предположить, что композитор предлагает слушателям вспомнить философскую и вместе с тем общеизвестную истину, что людские беды и невзгоды — все проходяще. Мироздание гармонично и те, кто способен увидеть красоту и совершенство окружающего мира, пройдут через любые испытания. Эту вечную и вместе с тем такую актуальную в наш суетный век идею Рыбников воплощает современно и темпераментно. Поэтому его новый виолончельный концерт одинаково увлечённо слушали и профессионалы, и неофиты. Зал был заворожен многозначностью и красотой музыки. И, конечно, столь внятно донести глубокий замысел композитора позволило поразительно тонкое и виртуозное исполнение Александра Князева.

Этот выдающийся виолончелист, по мнению многих сегодня, возможно, лучший в мире. Это подтвердило и его прочтение нового опуса Рыбникова. Князев погрузил слушателей в такие пучины человеческих трагедий, продемонстрировал столь невероятное владение инструментом, что восторженная публика не покидала зал, пока не прозвучало два соло на бис. Но даже после этого не смолкали аплодисменты. И первый исполнитель, который недаром считается в определённой степени соавтором композитора, внимал овациям уже вместе с композитором. Вместе с Александром Князевым многократно выходил на поклоны Алексей Рыбников — счастливый и уставший, как будто он сам сыграл собственный концерт!




Кто такие, по-вашему, Александр Петров и Руслан Боширов?