Павел Лунгин вытянул козырную карту

На экраны выходит долгожданная «Дама пик»

Новая картина Павла Лунгина кружным путем — через Калининград, Светлогорск и Владивосток, где прошли ее нашумевшие фестивальные показы, — добралась, наконец, и до Москвы. Премьера состоялась в кинотеатре «Октябрь», а чуть ранее «Дама пик» открывала сезон в Центральном доме литераторов, где ее в числе первых зрителей посмотрел кинообозреватель «Труда».

Творческую группу фильма в ЦДЛ представлял известный литературовед, профессор МГУ Игорь Волгин, и это неслучайно. «Дама пик» ни в коей мере не является экранизацией одной из самых загадочных, мистических повестей Александра Пушкина, но фильм, разумеется, вдохновлен, напитан ею, равно как и музыкой Чайковского, написавшего по мотивам «Пиковой дамы» великую оперу, которая не сходит с мировых сцен.

Впрочем, «Дама пик» Лунгина отсылает не только к гениальному творению Петра Ильича и прозаической миниатюре «солнца русской поэзии», она буквально насыщена всевозможными литературными аллюзиями. Внимательный зритель почувствует в фильме, например, отзвуки гоголевских «Игроков», в главной героине — оперной примадонне Софии Майер, вернувшейся после долгих зарубежных вояжей на родину, — при желании можно разглядеть черты чеховской Раневской. Но, пожалуй, эмоциональная амплитуда картины, ее внутренний нерв более всего совпадают с напряженным ритмом прозы Достоевского. Вспоминается не только его повесть «Игрок», которая, что называется, буквально ложится в тему, но и его знаменитые романы «Бесы», «Идиот», «Преступление и наказание» — с их буйством страстей и оперными преувеличениями.

При этом фильм Лунгина ни в коей мере не стремится стать скучным пособием по освоению и осмыслению литературной классики. Во-первых, действие фильма происходит сегодня, в антураже (пусть и слегка условном, призрачном, неоновом) современной Москвы. А во-вторых, это по-юношески живое, острое, пряное, отчаянно хулиганское кино, балансирующее порой на грани хорошего вкуса, но так и не сваливающееся в китч. В этом кино классические мотивы русской литературы — о славе и богатстве, о гениальности и злодействе, о силе любви и муках ревности, о проклятии таланта и тщете бездарности, о склонности русской души к игре, азарту, случаю, русской рулетке — упакованы в современную кинематографическую форму. И здесь надо отдать должное замечательному оператору Левану Капанадзе и художнику Павлу Пархоменко, создавшим в фильме особый экранный мир.

В сложноорганизованном, многослойном, но при этом крепко сшитом пространстве фильма прихотливо уживаются психологическая драма и кровавый триллер, волны классической музыки и грохот современного мегаполиса, условный мир оперы и нынешняя российская реальность с кавказскими группировками и подпольным казино в подвале супермаркета, где играют не только на деньги, но и на человеческую жизнь...

В центре фильма — два героя, два протагониста. Софию Майер играет прекрасная Ксения Раппопорт. Ходили слухи, что первоначально на эту роль Павел Лунгин планировал голливудскую звезду Уму Турман, а на небольшую, но значимую роль ее поклонника и покровителя, в роскошном доме которого она останавливается после своих зарубежных поездок, — британского актера Рэйфа Файнса. В итоге что-то с западными знаменитостями не срослось, но, может, оно и к лучшему. Для ведущего актера МХТ имени Чехова Игоря Миркурбанова и для звезды питерского Малого драматического театра — Театра Европы Ксении Раппопорт этот материал, что называется, ближе к телу и душе.

Хотя актрисе, по признанию Лунгина, роль далась совсем не просто. «Ксения, конечно, вошла в этот образ. Поначалу он был ей не очень близок, но потом, мне кажется, она поняла его. Образ такой красавицы, светской дивы, талантливой, но в то же время вне морали живущей. Новый для нее образ, она всегда играла хороших, интеллигентных, милых женщин. А тут она сыграла такую женщину-вамп», — открыл для журналистов кое-что из творческой кухни режиссер.

Но все эти невидимые миру актерские слезы остались за кадром. А в кадре Раппопорт играет и величавую, чем-то похожую на Галину Вишневскую оперную примадонну, решившую под конец карьеры поставить на сцене родного театра новаторский по форме спектакль «Пиковая дама». И главную героиню этого рождающегося на наших глазах представления — старую и мрачную пушкинскую графиню. И все еще обольстительную 40-летнюю красавицу, легко совращающую молодого актера, мечтающего сыграть Германна. И помешанную на игре в рулетку страстную натуру, промотавшую в казино все свое состояние. И, наконец, ненасытную дьяволицу, ломающую людские судьбы, подчиняющую своей воле всех участников задуманного ею спектакля, который развивается под ее диктовку не только на сцене, но и в жизни...

В роли ее главной жертвы предстает Иван Янковский, внук Олега Ивановича, сын Филиппа Янковского и Оксаны Фандеры. Он играет молодого артиста Андрея, буквально одержимого стремлением к успеху и деньгам. Обладатель уникальных связок (от звука его голоса лопаются лампочки), он, в силу своего человеческого, артистического ничтожества, подвизается в театре на вторых ролях. Приезд Софии Майер означает для него шанс. Чтобы заполучить роль Германна, которую прочат престарелому худруку театра (Владимир Симонов), Андрей готов не только предать свою девушку, молодую перспективную оперную певицу Лизу (Мария Курденевич), но и способен продать душу дьяволу. Благодаря стечению обстоятельств он в итоге роль Германна получает. И постепенно вживается в нее до такой степени, что в какой-то момент перестает чувствовать грань между сценическим образом и собственной личностью, между одержимостью успехом и безумием...

Думаю, что Ксения Раппопорт, несмотря на свои многочисленные победы и награды, на международную известность, сыграла в этом фильме свою лучшую экранную роль. А 25-летний Иван Янковский прожил свою экранную партию с невероятной, запредельной самоотдачей и победительной отвагой стремительно взошедшей звезды. Теперь от него можно — и нужно! — многого ждать.

Что касается Лунгина, всегда удивлявшего нас жанровыми, стилевыми, смысловыми новациями (вспомним, к примеру, такие непохожие его фильмы, как «Такси-блюз», «Свадьба», «Олигарх», «Остров», сериал «Родина»), то для него это еще один фильм-эксперимент, фильм-сюрприз, фильм-открытие, которыми он время от времени приятно (а порой, увы, неприятно) удивляет нас. В этот раз, кажется, все сошлось и все случилось. Не иначе пушкинская графиня подсказала ему верную карту.