ГЕОРГИЙ БООС: НАЛОГ - ЭТО ГРАДУСНИК, КНУТ И ПРЯНИК

Налоговая система для экономики - это градусник, кнут и пряник. По фискальной шкале можно

Налоговая система для экономики - это градусник, кнут и пряник. По фискальной шкале можно определять "температуру" на потребительском рынке и таким способом регулировать спрос и предложение. То же самое в сфере производства - высокие налоги быстро ставят крест на перспективном бизнесе, а низкие, наоборот, могут вернуть к жизни, казалось бы, безнадежно больных.
Три года назад я в качестве главы Министерства по налогам и сборам выступил с идеей подготовки законопроектов по снижению налогов. Это была не авантюра, а искреннее убеждение, что именно так надо делать. Как предприниматель в прошлом я понимал, что бизнесменам нет смысла уходить от налогов, если они справедливые. Но сразу скажу, что налоговую реформу мы задумывали не столько для повышения сборов, сколько ради стимулирования экономики. В развитых странах базой для ее роста служит потребительский рынок, а он, в свою очередь, зависит от покупательской способности граждан. Естественно, я имею в виду легальный рынок, потому что долгосрочные покупки, как правило, делаются за счет честных доходов.
Итак, мы начали смотреть фискальную цепочку. Оказалось, по доходам бьют больнее всего четыре ее звена. Это подоходный налог с зарплаты. Дальше социальные платежи - они и с зарплаты, и с подоходного налога. Следующие в "списке вредных" - акциз, а также НДС и налоги с оборота.
Мы решили нанести удар по всем четырем самым тяжелым налогам. Разработали конкретные меры по сокращению НДС, акциза, снижению и унификации социальных платежей, а также либерализации ставок подоходного налога. В качестве компенсации предложили отменить льготы, особенно необоснованные, навести порядок в финансовой сфере, ужесточить администрирование. Да, многое мы просто не успели сделать, потому что времени было мало и потому что столкнулись с ожесточенным сопротивлением монетаристов.
Но вот ведь какая штука: оказывается, как рукописи не горят, так и здравые идеи не забываются. Сейчас правительство на практике реализует многое из того, что нами предлагалось. С начала года сокращена и унифицирована ставка подоходного налога. Следующим шагом станет снижение НДС. Об этом исполнительная и законодательная власть договорились, но решение отложено из-за падения цен на нефть.
Впрочем, и тогда мы успели ощутить некоторые плоды реформы. Начали наводить порядок в администрировании - и сразу выросла собираемость налогов. Причем не в абсолютных цифрах, которые зависят от инфляции и вводят в заблуждение. Мы получили кратный рост доходов в процентах от ВВП. Приведу характерный пример. В сентябре 1998 года, когда мы пришли в правительство, поступления в федеральный бюджет были порядка 2,4 процента валового внутреннего продукта. Спустя три месяца мы вышли на уровень 11- 13 процентов от ВВП.
При этом, повторяю, сокращалась фискальная нагрузка на реальный сектор. А рост поступлений в казну получили за счет снижения налоговых ставок и ужесточения дисциплины - такая политика выталкивала предприятия из "тени" и соответственно расширяла налогооблагаемую базу. Бизнесмены видели: если честно платить налоги, то можно спать спокойно и даже проснуться не нищим, поскольку после визита к фининспектору остались деньги на развитие. Плюс работала пропаганда - занимались налоговым ликбезом, со злостных неплательщиков мы сняли маску эдаких Робин Гудов. Я вообще убежден, что от позиции государства, от отношения власти к бизнесу прямо зависят и доля теневой экономики, и коррумпированность чиновников.
Именно поэтому важно эти отношения строить на основе закона - чтобы все открыто, без взяток и размахивания административной дубиной. Я недавно внес законопроект, касающийся ответственности за уплату налогов. Сегодня юридическим лицам грозит уголовная ответственность, если вовремя не перечислили 100 тысяч рублей налогов. Это позволяет правоохранительным органам цепляться к каждому предпринимателю. Я предлагаю поставить сумму долга в зависимость от общих объемов уплаченных налогов. Второе - доказывать злонамеренность неуплаты, устанавливать периодичность нарушений. И третье - отсечь мелкие суммы, чтобы не грозить небом в клеточку за незначительные нарушения. Потому что если идти по такой логике, то менеджмент крупнейших компаний можно весь пересажать.
Бизнес и власть должны быть партнерами - пусть одни честно платят налоги, а другие помогают легальному бизнесу в рамках закона. Без этого эффективную экономику не построить.