ПЕВЕЦ КАИРСКОЙ УЛИЦЫ

Египтянин Нагиб Махфуз первым из арабских литераторов был удостоен в 1988 году Нобелевской премии. Но и без нее славы Нагибу Махфузу было не занимать.

Свое первое произведение писатель, родившийся 11 декабря 1911 года, опубликовал еще в 1939 году. Всего же из-под его пера вышли 32 романа и повести и 13 сборников рассказов. Все эти произведения широко известны в арабском мире, многие из них легли в основу кинофильмов и телесериалов.
Махфуз - яркий представитель критического реализма. Коренной каирец, выходец из семьи мелкого служащего, он посвятил свое творчество тому, что хорошо знает: жизни горожан. Писатель вырос в средневековом квартале, где по старой египетской традиции мужчины вечерами собираются в маленьких кофейнях и за стаканчиком чая с мятой и кальяном обсуждают волнующие их проблемы. В разговорах с их завсегдатаями Махфуз черпал сюжеты для своих произведений.
Широкая популярность пришла к писателю в середине 50-х годов, когда была опубликована его "Каирская трилогия". Это монументальное произведение о судьбах трех поколений семьи богатого каирского торговца - судьбах, в которых отразилась недавняя история страны, а потому имеющих громкое общественное звучание. Критики нарекли трилогию "романом века", сравнивали ее с "Сагой о Форсайтах" Голсуорси и "Будденброками" Томаса Манна.
Начиная с 60-х годов Махфуз издал целую серию романов и повестей, не столь масштабных, как трилогия, но не менее социально значимых. С этих произведений - "Осенние перепела", "Вор и собаки", "Любовь под дождем" - и началось в свое время знакомство наших читателей с творчеством Махфуза.
"Нобелевская премия стала для меня настоящим кошмаром", - утверждает писатель. И это, увы, не гипербола. Дело в том, что недоброжелатели распустили слух: премия была присуждена ему за повесть "Дети нашего квартала". Это была ложь, но нашлись люди, пустившие ее по свету.
Повесть была написана в 1959 году и напечатана в журнальном варианте. Она вызвала критику мусульманского духовенства, посчитавшего некоторые ее пассажи оскорбительными для ислама. Больше повесть не печатали, и вскоре критики про нее забыли. Но не исламисты.
Осенним днем 1994 года на Махфуза напали двое. Они несколько раз ударили его ножом в горло. Писатель выжил, но работать в полную силу с тех пор не может: правая рука плохо подчиняется ему, и он пишет лишь короткие рассказы.
"После присуждения Нобелевской премии мои произведения стали чаще переводить на другие языки", - констатирует писатель. В том числе и на русский. В 90-е годы у нас вышли пять сборников повестей и рассказов Нагиба Махфуза, и это позволило российским читателям лучше узнать творчество египтянина, чье имя вписано золотыми буквами в историю мировой литературы.