КОРАН НЕ ВИНОВАТ

Валерия Михайловна Порохова - религиовед, академик РАЕН, Международной академии информационной защиты при ООН и еще многих академий. Незадолго до трагических событий в США она выступала с докладом в ЮНЕСКО на тему более чем актуальную: "Конфессиональная безопасность как особо важный фактор в решении политических конфликтов". Такова и тема ее докторской диссертации. Два года назад "Труд" писал о Пороховой, рассказал о ее блестящем переводе на русский язык Корана.

- Валерия Михайловна! Читатели СМИ вряд ли состоят из теологов и знатоков вероучений. Подозреваю, что Коран хорошо знают даже далеко не все мусульмане... Так ли это?
- К сожалению, да. И это порождает немало проблем. Невежество в знании вероучения той религии, к которой принадлежишь, если оно затрагивает большую часть общества, существенно ослабляет его нравственные основы. Это касается как знания Корана, так Библии и Торы. У нас, конечно, это объясняется прежними запретами на религии и доминированием атеизма в течение десятилетий. Впрочем, невежество в вопросах религии является не только нравственной проблемой. Оно крайне опасно, поскольку может быть использовано теми, кто стремится отождествить терроризм и ислам, который якобы агрессивен и в своем вероучении, поскольку оправдывает так называемый "великий джихад" - уничтожение неверных.
Одни делают это из-за незнания Коранического вероучения, другие используют чужое невежество в своих целях. Поэтому так важно знать, что ислам в переводе с арабского означает "мир, безопасность, спокойствие, чистоту намерений". Главная книга ислама - Коран - настаивает на мирном разрешении всех проблем. По Корану вообще не существует никаких мотивов для начала агрессии. "Сражайся за Господне дело лишь с тем, кто борется с тобой. Дозволенного грань не преступай. Но если враг твой прекратит войну - сложи оружие", - так написано в священной для мусульман книге. Там нет призывов убивать неверных. Кстати, "неверные" - это вовсе не христиане или иудеи. Неверные - те, кто Бога отвергает вообще или же язычники. Но если они не ведут себя агрессивно против истинной веры - ислама, то действует кораническое положение о недопустимости насилия вообще. Более того, кораническое вероучение отличает уникальная веротерпимость: "Аллах вам не дает запрета любовь и милость проявлять к тем, кто против вашей веры с вами не сражается. Не допустил в религии Он принуждения", - сказано в Коране. В связи с этим приходится только удивляться живучести и беспочвенности утверждений, что джихад - священная война мусульман против неверных.
Коран трактует "джихад" как "усилия на Господнем промысле", т.е. борьбу со злом, а "великий джихад" - как победу над собой, своими страстями, как способность простить того, кто виноват перед тобой, поскольку не может претендовать на прощение Аллаха тот, кто сам не умеет прощать.
Второй, малый джихад, подразумевает проповедование ислама на основе веротерпимости. "Зовите к Богу мудростью и красотой вещания и убеждайте несогласных мягкостью речей. А коль они вас не поймут, скажите: "Мир вам" и уходите" (цитата).
- Так что такое джихад с оружием?
- Джихад с оружием в руках в соответствии с Кораном может быть лишь в одном-единственном случае - для отражения агрессии. Как видите, много общего с библейскими поучениями, на основании чего напрашивается вывод, что все разговоры об исламско-христианском противостоянии на деле вызваны отнюдь не реальными религиозными разногласиями, а чисто геополитическими интересами. Вот почему так важно дистанцироваться от конфессионального фактора, на который столь болезненно реагирует полуторамиллиардное сообщество мусульман.
- Что представляют собой радикальные мусульмане?
- Их радикализм обусловлен крайней степенью невежества в кораническом вероучении. Такие служители Аллаха компрометируют ислам, который запрещает насилие и террор в любом виде. Я даже не назвала бы их мусульманами. Террористы - преступники вне веры и национальности. В этом смысле сам ислам нуждается в защите от тех, кто прикрывает преступные помыслы искаженными религиозными лозунгами.
Яркий пример подмены истинных мотивов религиозными - ваххабизм. Религиозная доктрина арабского шейха Мухаммеда Абдуль Ваххаба была написана в конце XVIII века исключительно для арабов, живущих на территории Аравийского полуострова. К Чечне, где под знаменем ваххабизма творятся религиозные беззакония, это вообще не имело никакого отношения.
- Как долго вы работали над переводом Корана и почему он в стихах?
- 12 лет. Шесть из них ездила в Научно-исследовательскую исламскую академию Аль-Азхар в Каире как на работу. Изучала замечания, делала поправки. В итоге текст был разрешен к печати и тиражированию. А в стихах - потому, что сам Коран написан стихами. В нем много поэтики.
- Вы известны не только как переводчик Корана, но и как ученый. Фактически с нуля создали исламский просветительский центр. Как эта работа сочетается с домом, семьей и воспитанием детей, словом, всеми теми занятиями, которые Коран традиционно отводит женщине? Вы ведь приняли ислам...
- Я живу полноценной жизнью хозяйки дома, жены и матери. Муж у меня из Сирии, окончил факультет шариата Дамасского университета, учился в Москве (МИСИ). Вместе вырастили двух сыновей, один практикующий врач-офтальмолог, другой учится в МГУ. Мне доступны не только чисто женские радости и хлопоты по хозяйству. Есть и увлечения - пишу стихи, увлекаюсь подводным плаванием, коллекционирую ракушки. Обожаю всяческую живность, но завести кошку или собаку в связи с разъездами не могу. Пока.