ДУМАЙТЕ САМИ, РЕШАЙТЕ САМИ

Что означают выборы в Гордуму для москвичей?Обозреватель "Труда" беседует с председателем Московской городской избирательной комиссии Валентином ГОРБУНОВЫМ.

- Валентин Павлович, вы обратитесь перед 16 декабря к москвичам, пригласите их на избирательные участки?
- К сожалению, ни члены избирательных комиссий, ни представители исполнительной власти не могут этого сделать, так как, с точки зрения закона о выборах, призыв проголосовать можно трактовать как стремление повлиять на их результаты.
- Ну а положа руку на сердце, надо ли это москвичам - ломать голову над бюллетенем, где большинство фамилий для многих окажутся совершенно незнакомыми?
- Если понимать, что в твоих руках находится судьба Москвы, то визит на избирательный участок очень важен.
- Ну уж сразу - судьба Москвы...
- А вы задумайтесь! Выбирается Гордума, которая будет работать четыре года. Два года - с нынешним мэром столицы, а еще два - с новым градоначальником, которого столица изберет в 2003 году. Мы ведь не знаем, кто придет на этот пост. Вот и получается, что именно Гордума станет гарантом стабильности жизни в городе. Как нормальный легитимный орган она сможет противостоять любому произволу, так как именно в ее руках - право вето на любое распоряжение мэра.
- А выбирать-то есть из кого?
- Сейчас на 35 депутатских мандатов зарегистрировано 169 кандидатов. Борьба в округах идет серьезная - за каждое место сражаются от 2 до 8 претендентов.
- Кого-то сняли с дистанции?
- Пришлось отменить регистрацию у двух кандидатов. Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин не посчитал нужным сообщить о доходе, полученном за счет игры на акциях Газпрома, что дало конкурентам возможность обратиться в суд, который и принял такое решение. А Николая Московченко, депутата Гордумы действующего созыва, сняла участковая избирательная комиссия за подкуп избирателей. Раздавал им чайники, видеомагнитофоны...
- Прошедшие выборы во многих городах сопровождались разгулом "черного пиара". Для столицы это тоже характерно?
- Увы! Почти все так называемые грязные технологии, распространившиеся по стране, начинались с Москвы. Двойники популярных кандидатов, с помощью которых отнимаются голоса. Использование громких имен. Подарки избирателям от имени конкурентов. Парализация работы избирательной комиссии: кто-то из ее членов что-то сказал не тем тоном, в результате председателя можно затаскать по судам...
- Что могут противопоставить этому натиску участковые избирательные комиссии?
- А что мы имеем? С одной стороны, профессионалы, которых кандидаты нанимают руководить своими избирательными штабами, с другой - пенсионеры, которые идут на общественных началах в избирательные комиссии. Много ли найдется людей, готовых потратить даже один день - 16 декабря плюс полночи на подсчет голосов за 200 рублей, которые они получат за свои труды? В итоге примерно из 3 тысяч членов самых массовых участковых избирательных комиссий большую часть составляют пожилые учителя и работники ЖКХ.
"Черные пиарщики" вовсю пользуются этим в своих целях. В нынешнем году мы, например, столкнулись с ноу-хау, когда партии между собой договариваются и назначают в комиссию не по одному своему представителю, как положено, а по нескольку. В частности, мы точно знаем, что этот человек - "яблочник", но он пришел в комиссию от СПС... Так в недрах комиссии формируется команда, создающая благоприятный фон своему кандидату и делающая все для того, чтобы потопить соперника. Но, даже достоверно зная о таких фактах, невозможно ничего предпринять против таких членов комиссий - они же, напоминаю, общественники. Поэтому в других странах, например в Германии, ответственность за формирование комиссий возлагается на государство. Своих представителей в них направляют министерства финансов, юстиции, экономики... Если же кто-то допустит нарушение, его могут уволить, понизить в должности и так далее. А мы? Ни одного рычага влияния! Давно пора в корне менять принцип формирования комиссий. Иначе скоро просто некому будет заниматься организацией выборов.
- А неявка избирателей, о возможности которой кое-кто говорит, вас не тревожит?
- Лично я не сомневаюсь, что выборы состоятся. Но зависимость их от явки давно пора отменять. Ладно еще, когда речь идет о том, чтобы набрать половину голосов избирателей. Это хоть свидетельствует о том, что кандидат представляет интересы действительно большинства населения. Ну а о чем говорит явка 25 процентов населения, необходимая при выборах в Гордуму? Да ни о чем. Все, что требовалось сделать для информирования населения о предстоящих выборах, в Москве сделано. Звуковые ролики, плакаты в метро, на рынках, в магазинах, телереклама... И тот, кто хотел услышать эту информацию, услышал.
- Значит ли это, что все, кто не придет на избирательные участки, не захотели услышать?
- На самом деле проблема значительно сложнее. В Москве, например, катастрофически стареет население. В результате из года в год все больше людей не могут прийти на избирательный участок просто по состоянию здоровья. Конечно, члены участковых комиссий выезжают с урнами по домам. Но представьте себе: уже сейчас полно районов, участков, где из одного дома поступило по 200 заявок на выезд! А сколько таких по всей Москве? Пенсионеры составляют 25 процентов от 6 миллионов 900 тысяч избирателей столицы. Примерно половина из них собирается голосовать дома. Сколько же машин и людей надо задействовать? Конечно, мы постараемся никого не пропустить, но срочно нужно продумывать какой-то другой механизм. Это может быть голосование по почте, досрочное голосование... Необходимо искать решение, которое устроит всех.
Другая проблема состоит в том, что примерно 10 процентов москвичей живут не по месту регистрации. Вот их голоса мы фактически заранее теряем. Кстати, это характерно и для большинства областных городов.
Открепительные талоны проблемы не решают - не много находится охотников тратить время на их получение. Вот почему я сторонник того, чтобы каждому гражданину раз и навсегда дать карточку избирателя, с которой он может проголосовать на ближайшем к настоящему месту жительства участке. Причем абсолютно добровольно.
- Как же повлиять на нее?
- В Госдуме РФ готов проект нового закона о выборах, в который Московская городская избирательная комиссия направила более 200 поправок. Надеюсь, наш голос будет услышан.
- Расскажите, пожалуйста, о том, сколько стоят выборы в Гордуму.
- 121 миллион рублей составляет прямое финансирование из столичного бюджета. Это средства, которые идут на изготовление избирательных бюллетеней, транспортные перевозки, обеспечение работы избирательных комиссий. В целом расходы раза в три выше, так как часть затрат скрыта. Они идут на подготовку помещений, оплату работы милиции, здравоохранения и т.д.
- А кампании кандидатов откуда финансируются?
- Из личных фондов, которые они формируют сами, - мы считаем непорядочным тратить на эти цели бюджетные деньги. Полагаю, что в этом году перерасхода ни у кого не будет, так как, стремясь вывести предвыборные расходы из тени, столица в этом году резко увеличила размер фонда кандидатов - с былых 400 тысяч рублей до 3 миллионов. Это соразмерно необходимым расходам.
- В каком режиме 16 декабря будут работать избирательные участки?
- Как обычно, с 8.00 до 20.00.
- А когда станут известны первые итоги?
- После 20.00. Использование сканеров позволяет получить результаты очень быстро. Но, к сожалению, по ныне существующему закону данные, полученные с использованием технических новшеств, считаются лишь предварительными. Поэтому избирательным комиссиям все равно приходится пересчитывать бюллетени вручную. Вот почему так быстро угас интерес к автоматической системе, опробованной в ходе выборов президента. Избирательные комиссии говорят: зачем нам нужна двойная работа? Надеюсь, что новый закон даст комиссии право самой выбирать, как ей работать - по старинке или с использованием техники.