ПРИЧИНЫ ОПРИЧНИНЫ
В такие же, как теперь, студеные дни декабря 1564 года Иван IV, усердно

ПРИЧИНЫ ОПРИЧНИНЫ
В такие же, как теперь, студеные дни декабря 1564 года Иван IV, усердно помолившись перед дальней дорогой в Успенском соборе, собрал свое немалое семейство, слуг и охрану и отбыл из стольного града в неизвестном направлении. В царевой грамоте объявлялось, что государь-де отрекается от престола из-за "гнева" на духовенство, бояр, детей боярских и приказных людей (чиновников, по-нашему).
Народ, оставшись без царя, возопил от горя и решил послать к нему посольство - бить челом и плакаться. А делать это на Руси испокон веков умели. Словом, предоставили Ивану Грозному чрезвычайные полномочия.
Так начиналась пресловутая разгульная опричнина, в результате которой много голов покатилось. Оказывается, иногда, чтобы получить большую власть, достаточно на время с меньшей расстаться.
Опричный - значит особый. Сколько потом в нашей истории этого "особого" было - от особых отделов до особой кремлевской кухни... Сохранилось оно и поныне, но старается особо не выпячиваться.
ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Александр Иванович Герцен, тот самый, которого "разбудили" декабристы, утверждал, что восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года произошло не без влияния петровских реформ. Мол, царь Петр, умерший ровно за сто лет до этого, дал толчок русскому просвещению, не позаботившись о "последствиях".
Неспешность отечественной истории известна. Когда аукнулось, а лишь через сто лет откликнулось. По едкому замечанию того же Герцена, картечь на Сенатской площади, бившая по восставшим, угодила и в бронзового Петра.
"Наша революция, - говорил один из ее вождей Бестужев-Рюмин, - не будет стоить ни одной капли крови, ибо производится одною армией без участия народа". Свободу сбирались поднести народу победители.
Революция без народа: этот эксперимент будет еще не раз осуществлен. Да разве только революционный эксперимент?
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ЧАЙНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ
16 декабря 1773 года случилось происшествие, иронично названное историками "бостонским чаепитием". Оно явилось одним из многочисленных инцидентов между Англией и ее североамериканскими колониями, приведших в конце концов к войне за независимость.
Английский король Георг III, поиздержавшись в результате Семилетней войны и не имея средств на следующую, даже самую молниеносную, решил поправить казну за счет заокеанских колоний. Сначала изрядно повысили почтовые тарифы на почту из Америки в Англию. Американцы отреагировали просто: перестали писать письма на историческую родину. Над следующим шагом тоже недолго думали: решено было навязать колонистам, предпочитавшим растущий под боком кофе, столь любимый англичанами чай, а затем обложить сей напиток солидным акцизом. Для этой цели в Бостон прибыл корабль, груженный чаем.
Ночью группа возмущенных колонистов проникла на корабль, связала команду и выбросила за борт все 342 тюка с чаем. Такая вот "заварка" для войны.
Почтовые тарифы и акцизы на разного рода крепкие и не очень напитки по сей день будоражат народ. Видно, трудно изобрести в этом деле что-нибудь новое. Вот и балансируем на грани войны за независимость... от налогового произвола.