Про «кукурузник» вспомнили

Вчера пресса сообщила, что Минпромторг и МЧС подтвердили намерение вдохнуть вторую жизнь в самолет Ан-2, именуемый в народе «кукурузником»

Для этого предлагается собирать по стране оставшиеся самолеты и устанавливать на них более мощные и экономичные американские двигатели. Модернизация «кукурузников» привлекательна тем, что для этих неприхотливых машин не надо строить аэродромы и взлетные полосы — они способны садиться и взлетать в чистом поле.

Полвека назад генеральный конструктор Олег Антонов назвал Ан-2 главной удачей своей жизни. А его тогдашний конкурент Александр Яковлев пророчески написал: «Такие самолеты не имеют возраста». В советское время все командиры лайнеров начинали свой путь в авиацию с «кукурузника», который, по их воспоминаниям, прощал пилоту любые ошибки...

Однако сегодня попытка модернизации Ан-2 вызывает массу вопросов. Вот что нам сказал опытнейший специалист, который много лет занимается сертификацией самолетов:

— По оценке МЧС, в России сейчас около 1,4 тысячи Ан-2 и часть из них в принципе могут быть подвергнуты модернизации. Но кто может с уверенностью назвать их ресурс? Большинство самолетов давно перестали эксплуатировать за отсутствием спроса — они стоят на аэродромах под открытым небом и ржавеют. Прежде чем браться за модернизацию, надо разобраться, стоит ли вообще овчинка выделки. Ведь вдобавок к мотору придется менять приборную доску, винт и, главное, подогнать под новый мощный двигатель прочностные характеристики машины. Минтранс призывает возобновлять и продлевать бортовые сертификаты, которые действуют по ресурсу — без этого ни один самолет не получит сертификат летной годности и не получит права подняться в воздух. Но делать это может только разработчик. А это фирма Антонова, которая на Украине, наши же сертификаторы из НИИ гражданской авиации давно уволились. Одним словом, в России сегодня даже нет инстанции, которая бы грамотно определила ресурс видавших виды машин. Вывод? Прежде чем высказывать предложения, для начала надо написать хоть какие-то правила и согласовать их с конструкторами самолета. Ведь при реконструкции изменятся все летные характеристики.
 
Между прочим, на украинском авиазаводе Антонова лет 10 назад уже сделали попытку модернизировать эту машину под брендом Ан-3Т. Поставили чешский турбовинтовой двигатель, прошли сертификацию и собрали партию самолетов. Но покупать их никто не захотел, поскольку после переделки они потенциальным заказчикам оказались не по карману. Российский вариант модернизации окажется еще дороже, поскольку американцы, в отличие от чехов, дешево свой двигатель нам не продадут.
 
Вариант производства новых Ан-2 на одном из отечественных заводов выглядит полной утопией. У нас в 50-х годах собрали только небольшую партию Ан-2, а потом передали всю линию Польше. Именно там и производились «кукурузники», которые бороздили воздушные просторы стран социалистического лагеря.
 
Остается добавить, что сами поляки давно сняли машину с конвейера и делают вместо нее свой самолет М-34, использовав модель Ан-28 с американским двигателем. Так что улететь на «кукурузнике» в светлое завтра вряд ли получится.