Вожди собственной персоной

Детское увлечение оловянными солдатиками стало для петербуржца Андрея Арсеньева профессией и бизнесом

Теперь солдатиков Арсеньев создает сам. И каких! Изготовлены они по образу и подобию правителей всея Руси, от Рюрика и до наших дней. Сначала, впрочем, были просто русские витязи — безымянные, но одетые и вооруженные в точном историческом соответствии.

У туристов эти фигурки пользуются немалым спросом, только успевай поставлять. Но бизнес Арсеньева пошел вверх несколько лет назад, после того как с его коллекцией познакомился некий влиятельный московский бизнесмен. Благодаря ему работы петербуржца увидели в Кремле, в администрации президента РФ. Вскоре оттуда поступил заказ на изготовление оловянных солдатиков в виде великих князей, царей и президентов нашей страны.

— Мы не сразу приняли это предложение, — говорит Андрей. — Все-таки персональный образ — это несколько другое... Сделали что-то вроде пробников, отослали в Москву. Там работу одобрили. Только после этого был подписан соответствующий контракт.

Иду вдоль небольших витрин, изготовленных по эскизам самого Арсеньева. Вглядываюсь сквозь стекла в выстроенных как на параде «солдатиков». Одеты они все в костюмы, точно соответствующие той эпохе, в которую жили и правили. Причем каждая деталь на этих небольших, чтобы не сказать крохотных изделиях из сплава олова, свинца и кадмия не один раз сверена и заверена у профессиональных историков, консультирующих кремлевский проект. По самим этим фигурам можно теперь изучать историю.

С разрешения Арсеньева достаю из витрин фигурки князей и императоров, расставляю их в хронологическом порядке. Вот «варяжский гость» на ладье-красавице — Рюрик. Самый тяжелый пока из всего ряда. Вот его славные потомки: Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Иван III. А вот династия Романовых (пока, правда, не в полном составе, но основные ее действующие лица присутствуют: Петр Великий, Елизавета Петровна, Николай II).

С царицами сложней всего. Уж больно сложные у них наряды. Попробуй отлей, а потом раскрась все эти брошки, сережки, юбки, складки. Потому в «руководящем строю» пока только две царствующие дамы — Елизавета Петровна и Екатерина Великая.

От регламента, «не жесткого, но строгого», создатели коллекции отступили только один раз — когда работали над фигуркой ныне действующего президента. В тот период он, впрочем, был еще премьером российского правительства. Первоначально одета фигурка была в любимую Владимиром Владимировичем черную водолазку. Как передали из Кремля, работу Арсеньева и его коллег он одобрил, но попросил «не выделять его из общего ряда». Пришлось переделывать, переодев В.В.П. в костюм с галстуком.

В отличие от классических оловянных солдатиков (высота их по традиции либо 33 мм, либо 54 мм) изделия питерского мастера заметно выше. Высота каждой фигурки 120 мм, вес — от 800 граммов до полутора килограммов.

Вес определяет и художественное решение. Рюрик, к примеру, запечатлен плывущим на ладье. Понятно, что будет весомей скромно стоящего, руки в карманы, В.И. Ленина. А у генсека Хрущева тяжеленный кулак, устремленный, кажется, прямо на тебя. Вот сейчас к-а-а-к даст им по лбу любопытствующему журналисту, неужели, мол, неясно, что смотреть на руководителя партии надо с почтением?

Никита Сергеевич, впрочем, меня совсем не испугал. Ну, погрозит-погрозит кулаком и успокоится — сколько раз такое бывало с ним за годы у власти? А вот с Иваном Васильевичем, прозванным в народе за свой крутой нрав Грозным, точно надо быть осторожнее. Не ровен час, пригвоздит посохом-то на месте, вон как глядит, точно живой. Чур меня, чур!

Работа над «солдатиками» между тем продолжается. Коллекция разрастается, пополняясь все новыми персонажами. Не так давно Арсеньев получил из Кремля заказ на изготовление фигурок членов действующего кабинета министров. Ой, чувствую, надо торопиться, а то пока будут мастерить, заказ актуальность потеряет...

Остается добавить, что каждое историческое лицо отливается в трех экземплярах. Один для постоянной кремлевской экспозиции, второй — для передвижной выставки, третий — запасной, на всякий случай.

Для подарков же данная коллекция не предназначена.