Скоростные дороги «Роснефти»

Инновационная технология ПБВ «Альфабит» позволяет бить рекорды болидам «Формулы-1»

Старую поговорку «В России дорог нет, а есть места, где можно проехать» можно забыть: дороги в России есть. Точнее, уже начинают появляться. Естественно, лучшие из первых прокладываются на сверхскоростных трассах автодромов, где автомобили именуются болидами, гонщики — пилотами, а скорость за 200 км/ч используется почти исключительно для разгона.

На одной из самых недавних — подмосковной трассе Moscow Raceway, построенной в Волоколамском районе для проведения гонок «Формулы-1», максимальная скорость (перед 15-м поворотом) ныне доходит до 311 км/ч. Для сравнения: в Монте-Карло максимальная скорость — 275, в Сингапуре — 290, в Австралии, Малайзии и Бахрейне — по 300, в США (трек «Америк») — 308 км/ч...

Сказку сделать былью

Еще недавно нам это казалось сказкой, недоступной для России. Но два года назад у нас появился первый отечественный сверхскоростной трек: на Черноморском побережье строители сдали в эксплуатацию трассу «Сочи Автодром» — 5848 метров идеальной автомобильной дороги, отвечающей самым строгим мировым критериям.

Теперь таких дорог в России две: Moscow Raceway тоже получила официальные омологации (документ, подтверждающий признание международных федераций автоспорта) от Международной автомобильной федерации (FIA) по категории 1T и Международной мотофедерации (FIM) по категории FIM B, что позволяет проводить не только в Сочи, но и в Подмосковье соревнования самого высокого уровня: от национальных чемпионатов до чемпионатов мира и «Формулы-1».

Понятно, что спортивные автотрассы строили по особым правилам, с применением особых технологий. Их проектировал и руководил строительством знаменитый архитектор Герман Тильке, автор большинства современных треков для «Формулы-1», который признает в своем деле только все самое лучшее.

Именно поэтому особо отметим: когда основы трасс «Сочи Автодром» и Moscow Raceway доводились до состояния полной строительной готовности, их завершением становилась укладка верхнего дорожного слоя на основе ПБВ «Альфабит» производства компании НК «Роснефть». Это особый дорожный материал — так называемое полимерно-битумное вяжущее, — разработанный на основе самых современных технологий и успешно доказавший свою высокую эффективность при строительстве как обычных, так и скоростных дорог в нашей стране. Специальное подразделение НК «Роснефть» компания «РН-Битум» производит его уже с 2008 года.

Отличительной особенностью ПБВ «Альфабит» является его высокая эластичность и износостойкость, а также устойчивость к образованию колеи (колееобразованию). Именно эти характеристики ПБВ «Альфабит» были приняты во внимание при выборе компонента асфальтобетонных смесей для сооружения гоночных треков. Потому что покрытие на таких трассах должно работать в условиях сверхинтенсивной нагрузки от колес гоночных автомобилей и запредельно высоких скоростей движения.

Гонщики проверили: претензий нет

Ожидания дорожников полностью оправдались еще при сооружении трека в Сочи: стартовые заезды, на которых была показана скорость свыше 300 км/ч, продемонстрировали высокое качество верхнего покрытия. А теперь можно говорить и о долговременном эффекте: за минувшие два года на трассе «Сочи Автодром» успешно прошли два этапа «Формулы-1», и никаких претензий к качеству автодорожного покрытия не поступило.

«Наш «Альфабит» был создан на основе передовой европейской технологии, — рассказывает генеральный директор «РН-Битум» Павел Стержанов. — Поэтому его в какой-то степени можно назвать «продуктом импортозамещения». Аналоги — точнее, предшественники нашего продукта — хорошо известны в мире, отлично зарекомендовали себя, например, в Германии и Франции при строительстве скоростных автобанов».

Теоретически можно было купить эту технологию у зарубежных партнеров. Но проверка показала, что европейские смеси не очень-то годятся для России. Причина вполне объективная: природно-климатические условия большей части территории нашей страны существенно отличаются от мягкого среднеевропейского климата. Наши зимы длиннее и холоднее, а частые переходы температуры через нулевую отметку делают условия эксплуатации дорог очень жесткими, существенно повышая требования к покрытию дорог, прежде всего битумным...

В итоге НК «Роснефть» взялась за разработку своего битумно-полимерного материала — с тем чтобы в летнюю жару он не плавился и был более стоек к колее-образованию, но вместе с тем не трескался в суровые русские морозы.

Перед разработчиками стояла еще одна задача: уложиться в действующие параметры себестоимости нового дорожного компонента. Работа шла в опытно-эксплуатационном режиме: новые образцы вяжущих смесей поступали к дорожным строителям и ремонтникам, которые укладывали их под технологическим контролем специалистов с последующей периодической проверкой эксплуатационных свойств и текущего состояния дорог.

Рублевка, МКАД — далее везде

Вскоре компания объявила о первом масштабном результате: в Москве в ходе проведения планового дорожного ремонта была закончена замена дорожного покрытия на всем протяжении Рублевского шоссе с применением ПБВ «Альфабит» специальной модификации с повышенной устойчивостью к колееобразованию. По той же технологии была обновлена (капитально отреставрирована) еще одна важнейшая магистраль столицы — Кутузовский проспект (от Триумфальной арки до Старорублевского шоссе). Площадь покрытия составила более 420 тысяч кв. метров.

Эксперты констатировали, что благодаря эластичности нового вяжущего материала дорожное полотно становится доступно для движения легкового транспорта практически сразу после его укладки, а стабильность материала позволяет сохранять форму и выдерживать большие нагрузки, резкий разгон и торможение. Это важнейшие факторы для самых загруженных магистралей столицы, где движение не останавливается ни на минуту, даже в ночное время.

Наступила очередь других важнейших магистралей российской столицы. Применение нового дорожного материала вошло в Программу правительства Москвы об улучшении качества дорог — ПБВ «Альфабит» должен заменить обычное асфальтобетонное покрытие на всем протяжении внутренней и внешней стороны МКАД, Третьего транспортного кольца, а также на вылетных магистралях и путепроводах. В рекомендациях экспертных служб было сказано: «Уникальная рецептура и эксплуатационные характеристики, в том числе повышенная устойчивость к колееобразованию, позволяют обеспечить высокое качество дорожного полотна даже на самых загруженных участках магистралей. При соблюдении технологии укладки «Альфабит» позволяет увеличить гарантированный срок службы дороги с 2-3 до 7-10 лет в сравнении с обычными битумами без промежуточных ремонтов».

Новый материал уже запросили дорожные строители для укладки на федеральной трассе М-4 «Дон», которая соединяет центр европейской части России с Северным Кавказом, Нижним Поволжьем, Черноморским побережьем.

«ПБВ «Альфабит» оказался очень удобен и выгоден для дорожного строительства, — поясняет Павел Стержанов. — Особенно в новых условиях, когда в стране было объявлено о переходе на новые гарантийные сроки ответственности дорожников за качество сооружаемых магистралей. Наш материал по себестоимости почти не отличается от прежних битумов: при использовании ПБВ «Альфабита» удорожание полной стоимости строительства километра дороги не превышает 1%, и срок окупаемости нового дорожного покрытия составляет всего 2,5 года эксплуатации.

Разрабатывая новый продукт, мы понимали, что он должен быть удобен для приготовления асфальтобетонной смеси и не усложнять жизнь клиентам. Поэтому ПБВ «Альфабит», доставляемый к месту использования обычными битумовозами, хранится и вводится как традиционные битумы. Приготовление и укладка асфальтобетонной смеси на ПБВ «Альфабит» не требуют переоснащения ни асфальтобетонных заводов, ни комплекта дорожных машин. Механизация дорожных работ тоже осуществляется аналогично укладке асфальтобетонных смесей на обычном битуме».

Это выгодный бизнес

Сегодня «битумный бизнес» стал одной из заметных высокотехнологических составляющих в общем производстве нефтепродуктов «Роснефти», а с началом массовых поставок ПБВ «Альфабита» в российское дорожное строительство компания вышла в лидеры на всем российском рынке высококачественных битумных материалов. Созданное в 2013 году специализированное дочернее общество ООО «РН-Битум» реализует битумные материалы с восьми нефтеперерабатывающих заводов: из Ангарска и Ачинска, Новокуйбышевска, Куйбышева и Сызрани, Саратова, Рязани и Ярославля.

Общий объем вяжущих, произведенных компанией в 2014 году, превысил 2 млн тонн, что составляет более 35% от всего объема потребления дорожной отрасли. Своевременные поставки, гарантия обеспечения отгрузки требуемых объемов, актуальные ценовые предложения, возможность сопровождения на всех этапах применения продукта, информационная и техническая поддержка при работе с продуктами компании — вот те ключевые преимущества, которые компания предлагает потребителям битумных материалов при выборе поставщика.

Сегодня ООО «РН-Битум» предлагает ПБВ следующих марок: «Альфабит 40», «Альфабит 60», «Альфабит 90» и «Альфабит 130». По требованию клиента возможен индивидуальный подбор состава ПБВ «Альфабит» с обеспечением качественных показателей, учитывающих особенности климата, условия загруженности и характер эксплуатации автомобильных дорог. Примером могут служить не только трассы «Формулы-1» в Подмосковье (Moscow Raceway) и на Черноморском побережье («Сочи Автодром»), но и гоночная трасса «Смоленское кольцо», уже сертифицированная FIA как трасса второй категории. Устройство дорожного покрытия на этих объектах было бы невозможно без использования вяжущего компонента самого высокого качества.

В обычном дорожном строительстве ПБВ «Альфабит» уже применяется не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге (Невский проспект, Выборгское шоссе, городские набережные и улицы). На многих федеральных автомобильных дорогах России ПБВ «Альфабит» используется с 2010 года, подтверждая свою способность обеспечить долговечность дорожного покрытия с повышенными потребительскими характеристиками.

А специалисты общества продолжают научно-исследовательскую работу с целью определения перспектив и разработки новых высококачественных инновационных дорожных вяжущих, которые необходимы российской дорожно-строительной отрасли.