25 сентября 2016г.
МОСКВА 
12...14°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.86   € 71.59
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ХРИСТОВЫ НЕВЕСТЫ

Турченко Сергей
Опубликовано 01:01 12 Января 2000г.
Для большинства из нас само слово "монастырь" окружено ореолом таинственности. И не только потому, что жизнь в монашеских обителях скрыта от посторонних глаз. Есть действительно необъяснимая на рациональном уровне тайна в том, что вполне здоровые, разумные люди добровольно обрекают себя на затворничество и аскетизм. Ради чего? За ответом на этот вопрос я отправился в одну из самых древних монашеских обителей - Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь.

ЖИЗНЬ ПО УСТАВУ
В тот день в монастыре отмечалась вторая годовщина со дня воссоздания главного храма обители. Наверное, поэтому игуменья Елисавета сделала исключение для корреспондента "Труда", разрешив как бы изнутри ознакомиться с монастырской жизнью.
Монастырь расположен в 15 километрах от города Александрова на берегу реки Махрищи. В 50-х годах XIV столетия его основал ближайший сподвижник Сергия Радонежского преподобный Стефан. За прошедшие века обитель не раз разрушалась как азиатскими, так и европейскими варварами, но вновь и вновь восстанавливалась.
Сегодня в монастыре живут 6 монахинь, 10 инокинь, 10 послушниц и 5 трудниц. Последние не входят в монастырское сестричество, а только помогают по хозяйству. Иерархическую разницу в положении сестер игуменья Елисавета разъяснила мне образно, иносказательно:
- Послушница - это дева, готовящаяся стать Христовой невестой. Инокиня - уже как бы обрученная с Христом. Монахиня же - полностью отдавшая себя Господу. Совершить этот постриг женщина может не ранее 30 лет от роду, прослужив в монастыре не менее 10 лет. Малый постриг в инокини возможен с 18 лет. До этого любая послушница (а у нас есть девочки 14-15 лет) вольна уйти из монастыря, если вдруг осознает, что не готова всю себя без остатка отдать Богу. Конечно, никто не станет удерживать инокиню и даже монахиню. Только отступница создаст для себя очень большие жизненные скорби. С начала возрождения монастыря у нас, слава Богу, подобного не случалось.
- А если, к примеру, подойдет к вам послушница и скажет, мол, я в миру дружила с парнем, он сегодня приехал повидаться, - отпустите ее за ворота? - спросил я.
- Конечно, отпущу. Только навсегда. Ведь человек приходит в монастырь лишь тогда, когда оставляет за забором все мирское. Если не может этого сделать, незачем и мучить себя напрасно.
Жизнь в женской обители строгая. У каждой сестры своя келья - небольшая комнатка, обставленная по-спартански - иконы, кровать, шкаф и стул. На этаже - общий туалет и ванная. Горячая вода бывает не всегда, хотя в монастыре своя котельная. Из-за нехватки средств случаются перебои с топливом. Подъем и в будни, и в праздники в 5.30, отбой - в 23.00. В 6.00 начинается общая молитва в храме. Затем скромная трапеза и - развод на послушания, то есть на работы. У монастыря свои угодья, где сестры выращивают овощи. Для облегчения этого труда пожертвователи подарили трактор, две автомашины. Имеется шесть коров. Так что дел в монастыре хватает от зари до зари. Зато сестры обеспечивают себя всем необходимым, а средства от пожертвований используют на реставрационные работы, приобретение икон.
Свободного времени у обитателей монастыря мало. Когда выдаются такие минуты, бездельничать все равно нельзя. Разрешается молиться, читать духовные книги, газеты (но только православные), писать письма родственникам. Радио, кино, телевизор - исключены. Только два раза в году, на Пасху и Рождество, сестры смотрят телепередачу о богослужении. Выход за ворота - с личного разрешения игуменьи.
ЛИТУРГИЯ И ТРАПЕЗА
Праздник в монастыре всегда отмечается литургией и трапезой. Поздравить сестер пришел протоиерей Георгий. Править службу в церкви религиозные каноны женщине запрещают, потому литургию непременно ведет батюшка. Не берусь описывать этот великолепный по красоте и психологическому воздействию обряд. Отмечу только, что даже у меня, человека случайного на этой церемонии, возникало чувство душевного просветления, приобщения к неземному - то в бликах свечей оживали лики икон, то слышалось в высоких сводах храма ангельское пение...
В православном мире Стефано-Махрищский монастырь славится своими чудесами. Сам отец Стефан, по преданиям, обладал способностью исцелять многие болезни. Это качество будто бы сохранили и его нетленные мощи, долгое время сберегаемые в монастыре и утерянные после его разрушения большевиками. В 1923 году, рассказывают старожилы, под храм преподобного Стефана заложили динамит. Прогремел мощный взрыв... Только с третьей попытки богоборцам удалось окончательно изувечить святыню. А несколько лет назад одной из монахинь приснился сон, будто она идет по территории обители, состоящей из множества белоснежных храмов. И неземной голос ей объясняет: "Это монастырь преподобного Стефана. Божьей милостью он в ближайшее время будет отстроен именно в таком виде". Сегодня здесь уже три белоснежных храма устремлены своими маковками в небо.
14 ноября 1995 года, в день закладки камня под алтарь самого первого из них, неожиданно на глазах у сотен людей замироточила икона Серафима Саровского, которую накануне подарили монастырю. С тех пор в особо важные для православных дни она источает благоухающую влагу, которая застывает белесой смолкой на внутренней поверхности стекла, закрывающего икону. Увидеть это может любой желающий. Икона святого Серафима Саровского, говорят, способна исцелять. Это привлекает в монастырь паломников.
В тот день сколь-нибудь явного "чуда" не произошло, но после литургии мы выходили из храма, словно из духовной сауны (прошу извинить столь житейское сравнение). Сестры и матушки цепочкой потянулись в трапезную. На дворе стояла морозная погода. В помещениях обители было ненамного теплее, поскольку накануне кончалось топливо, и монастырская котельная не работала. Поэтому сестрам было разрешено набросить на рясы и хитоны пуховые платки. Правда, наиболее стойкие отказались от этого послабления.
Праздничная трапеза оказалась простой: постный борщ, овощные салаты, жареная рыба, густая, как масло, самодельная сметана. Гостей посадили отдельно, в углу трапезной. Матушки и сестры обедали за общим столом. Во время трапезы одна из послушниц читала вслух главы из Жития святых. Тостов никто не произносил. (Спиртное подали только гостям - у обитателей монастыря "сухой закон"). Когда же отобедали, послушницы по очереди выходили в центр трапезной и говорили добрые слова в адрес матушки игуменьи, но первым делом благодарили Бога за то, что помогает восстанавливать родной монастырь. А потом был праздничный концерт духовной музыки. Красиво, чисто, светло пели девушки о Господе, о святости, о любви к ближнему. У многих из них на порозовевших от волнения щеках поблескивали слезы умиления, глаза излучали радость.
ЧТО ИЩУТ ЗДЕСЬ ИХ ДУШИ?
В обители в основном молодежь - девушки от 14 до 25 лет (да и сама игуменья не стара - только-только за 40 перевалило). Что ищут их души в стенах монастыря? Что находят? С разрешения игуменьи об этом мы после трапезы побеседовали с послушницей Еленой.
Елене (в миру - Андреевой) 23 года. Коренная москвичка. С 4 лет (после развода родителей) воспитывалась у бабушки. Когда ей было 14, один мамин знакомый дал почитать книгу "Жития святых". Она и перевернула все в душе.
- Я впервые узнала, - рассказывает Лена, - что есть и другая жизнь, отличная от той, которой все живут, - чистая, нравственная, высокая. И я поставила перед собой цель - достичь такой жизни, постричься в монахини. Для этого и стала послушницей, отреклась от мирской жизни, что значит - не встречаться с парнями, не чревоугодничать, не стяжать земных благ и другое.
- Но вы же, простите, девушка не эфирная, а явно из плоти и крови. Как можно обуздать природу, страсти, физиологию?
- А зачем людям воля дана? Когда человек раз и навсегда отрезал себя от греховного мира, у него и мысли текут по-иному, земное не притягивает. А если и возникает соблазн, то на это смотришь как на внедрение в твою внутреннюю жизнь чего-то чуждого, с чем нужно бороться как с искушением. Мир и так насквозь пронизан жаждой удовлетворения физических потребностей. В монастыри идут единицы в стремлении сохранить зерна Божественной духовности для человечества.
- В земном мире у людей, как правило, имеются какие-то реальные перспективы, они к ним стремятся. Чего ждете вы в вашем мире?
- Надеюсь стать монахиней, прожить в этом монастыре во славу Божью и быть здесь похороненной. По преданиям святых отцов, после короткого расцвета православия в России на христиан начнутся жестокие гонения. Конечно, дерзновенно так говорить, но моя мечта - принять мученичество во славу Божью и во благо России, - ответила Елена - ее взгляд был светел и тверд.
Для тех, кто пожелает помочь в восстановлении святой обители, сообщаем ее реквизиты:
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь. ИНН 3311001958 ОКПО 21074215 ОКОНХ 98700 р/с 40703810300002000077 в АКБ Алекскомбанк г. Александрова. К/с 30101810700000000707 в РКЦ
г. Александрова БИК 041718707.


Loading...

Дело о миллиардах полковника Захарченко вышло на международный уровень: к расследованию подключилась ФРС США.