03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

О БЕДНОМ ЧИНОВНИКЕ ЗАМОЛВЛЕНО СЛОВО

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 12 Января 2001г.
Предстоящую реформу госслужбы российские чиновники ждут с вполне понятным нетерпением - она предполагает не только повышение эффективности работы аппарата управления, но и существенный рост зарплаты. В ходе подготовки законопроектов, работа над которыми в соответствии с поручением президента должна быть завершена в мае, проводилось всестороннее изучение ситуации, в том числе и материального положения чиновников. Анализ показал, что устоявшееся представление об их низкой зарплате верно лишь частично. В федеральных органах исполнительной власти получка у госслужащих действительно жиденькая, но есть регионы, где работающие во властных структурах получают очень даже недурно, а у иных руководителей субъектов Федерации денежное содержание больше, чем, например, у президента страны. Об этих аспектах, редко обсуждаемых публично, мы беседуем с директором Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), доктором экономических наук, профессором В. БОБКОВЫМ.

- Вячеслав Николаевич, насколько велика дифференциация в зарплате чиновников федерального и регионального уровней?
- Различия очень большие. Покупательная способность денежного содержания государственных служащих федерального подчинения нередко раз в десять меньше, чем у чиновников в субъектах Федерации. В регионах при установлении окладов работникам структур власти и управления нет никаких лимитов. И средняя зарплата в области или республике не является ориентиром. Покупательная способность денежного содержания региональных госслужащих может в 15-20 раз превышать покупательную способность средней зарплаты.
Особенно ярко это видно на примере руководителей региональных органов законодательной и исполнительной власти. Анализ материалов по 89 субъектам Федерации дал весьма контрастную картину. Например, уровень оплаты в этом звене в Псковской области (данные на середину прошлого года), по нашим оценкам, был порядка 30 тысяч рублей, а Иркутской - немногим более 3 тысяч. Для более полного представления - еще несколько цифр. Средняя зарплата в той же Псковской области равнялась 1490 рублям, в Иркутской - 2770. Таким образом, в первом случае превышение над средним уровнем составляло более 20 раз, во втором же - было настолько незначительным, что практически им можно пренебречь.
Приводя эти данные, я, понятно, не ратую за пресловутую уравниловку, которая ничего, кроме вреда, не приносит. Однако и с неоправданно высокой зарплатой региональных чиновников трудно согласиться. Корректна ли ситуация, когда чиновники регулярно получают из бухгалтерии пухлые конверты, а в то же время из региональных и местных бюджетов не выплачивают в срок зарплату врачам, учителям, другим работникам? Задолженность, если судить по данным Госкомстата, есть в подавляющем большинстве территорий.
- Зависит ли оплата руководителей регионов, чиновников более низкого ранга от уровня благосостояния населения в субъекте Федерации? Логично предположить: чем выше уровень жизни на данной территории, тем солиднее денежное содержание губернатора, других работников властных структур ...
- Нет, зависимость в ряде случаев как раз обратная: чем ниже уровень жизни населения в регионе, тем выше оплата местных руководителей. В третьем квартале прошлого года в Ивановской области, Коми-Пермяцком автономном округе, Чувашской Республике среднедушевые денежные доходы граждан были в целом ниже прожиточного минимума, а зарплата руководителей, резко контрастируя, превышала этот порог в 12-14 раз. Между тем в Ивановской области, например, задолженность местных бюджетов по зарплате составляла на первое августа 14,7 миллиона рублей. Многие граждане живут здесь откровенно бедно. Уместно ли в такой ситуации устанавливать чиновникам почти такие же оклады, как у федеральных министров?
- Министры, кстати, получают не такие уж большие деньги - в прошлом году выходило по 11-12 тысяч рублей в месяц. Для Москвы, известной своей дороговизной, этой суммы только и хватит для обеспечения самым необходимым семьи из четырех человек. А вы же не призываете, чтобы губернаторы, другие региональные чиновники жили впроголодь, ходили в старых, засаленных костюмах?
- Нет, конечно, речь лишь о чувстве меры. В некоторых регионах, как мне кажется, об этом забывают. Бюджетная сфера в отличие от частного бизнеса содержится на деньги налогоплательщиков - в том числе тех же врачей, учителей, работников культуры и науки. Почему, обделяя их, надо отдавать предпочтение местным чиновникам? Пример понимания ситуации должны подавать, на мой взгляд, руководящие работники субъектов Федерации. Их зарплата, конечно, не должна быть нищенской и позволять вполне нормально питаться, одеваться и т.д., но все-таки превышать средний уровень надо в разумных пределах.
- Что вы под этим подразумеваете?
- Сегодня никакими нормативными документами не регламентируется верхняя планка зарплаты чиновников любого (в том числе и высокого) ранга на региональном уровне. Поэтому у кого-то размер денежного содержания может быть 30-40 тысяч рублей в месяц, а у кого-то в 10 раз меньше. Уже пришло время ввести некие общие правила. Идея требует обсуждения, детальной проработки, но с чего-то нужно начинать. Замечу, что у нас, во Всероссийском центре уровня жизни, прошли "мозговые штурмы", дискуссии на эту тему. И есть некоторые предложения.
Начну с того, что работа госслужащих должна оплачиваться достойно. Это базовый принцип. Согласившись с ним, попробуем определить, какой уровень считать "достойным". Для региональных чиновников верхнего эшелона можно было бы, на наш взгляд, установить верхнюю планку на уровне 6 средних зарплат в данном субъекте Федерации. Для сравнения: денежное содержание федерального министра сейчас в 4,5-5 раз превышает среднюю зарплату по стране. Способствуя повышению уровня жизни в своем регионе, чиновники и сами будут получать более высокую зарплату.
Теперь о федеральных органах власти и управления. Здесь работникам, на мой взгляд, заметно недоплачивают. Главный специалист министерства, например, получает 1725 рублей в месяц, заместитель начальника отдела - 2025, начальник отдела - 2400. Между тем средняя зарплата в столице уже превысила 4000. Так что повышение "жалованья" госслужащим явно назрело. Оно должно обеспечивать, как говорят специалисты, бюджет высокого достатка, то есть быть не ниже 7-8 прожиточных минимумов. Речь идет о начальниках департаментов, заместителях министра, словом, о руководителях верхнего эшелона. Иными словами, нижняя граница денежного вознаграждения для этой категории работников может составлять (по сегодняшним меркам) 9-10 тысяч рублей. Это примерно в четыре раза выше средней зарплаты в стране.
- Последний и главный вопрос: где взять деньги на такую реформу?
- Если новшества вводить, скажем, в четвертом квартале нынешнего года (раньше практически ничего не сделаешь), то можно использовать дополнительные доходы федеральной казны. Можно не брать деньги из дополнительных доходов, и искомые средства получить за счет сокращения кадров. Но в любом случае при разработке бюджета на 2002 год необходимо предусмотреть соответствующие ассигнования на эти цели. Если же говорить о регионах, то там, где уровень оплаты чиновников слишком низкий, придется искать внутренние резервы.
* * *
Предложения, о которых говорит профессор В. Бобков, не исчерпывают, естественно, всех наработок. Свои варианты готовят различные научные центры, Министерство экономического развития и торговли, другие ведомства. Перспективным выглядит, например, такое предложение: предоставить право государственным учреждениям самостоятельно распоряжаться утвержденными для него финансовыми средствами. Министерство может уменьшить расходы на служебный транспорт, обслуживание здания, командировки, сократить штат сотрудников, найти другие источники экономии, а появившиеся средства использовать на повышение зарплаты. Это позволит существенно уменьшить затраты федерального бюджета на проведение реформы государственной службы. Как бы то ни было, подготовка ее ведется полным ходом. И это значит, что материальное положение федеральных служащих в недалеком будущем заметно улучшится.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников