НУЖНА ОЦЕНКА НЕЗАВИСИМЫХ ЭКСПЕРТОВ

Уважаемый Владимир Владимирович!
Повышение эффективности функционирования энергетического

Уважаемый Владимир Владимирович!
Повышение эффективности функционирования энергетического комплекса страны является, как вы знаете, одним из важнейших условий продолжения наметившегося в настоящее время экономического роста. Считаем целесообразным высказать ряд соображений по вопросу механизмов реализации предлагаемых реформ.
Анализ мирового опыта дерегулирования рынка электроэнергии свидетельствует о том, что любые поспешные или непродуманные действия приводят к значительным экономическим потерям даже в странах с развитой рыночной инфраструктурой. В качестве примера можно привести ситуацию на северо-западе США, где в результате принятия ошибочных решений по механизмам свободного ценообразования цена на электроэнергию возросла в 8 раз, достигнув 200 долларов за мегаватт/час. И как следствие только в одной отрасли - цветной металлургии были остановлены мощности, производившие 450 тыс. тонн металла в год. Пострадали также муниципальные школы, больницы, другие бюджетные организации.
Очевидно, что при реализации аналогичных механизмов реформирования Россия может быть подвержена еще более значительным скачкам энерготарифов. Возможный экономический ущерб может быть настолько велик, что едва ли поддается измерению. Ведь речь идет об экономике страны, которая только-только начала выбираться из кризиса.
Вот почему реформирование РАО "ЕЭС России" - крупнейшей энергокомпании мира, должно предваряться детальным технико-экономическим обоснованием и оценкой независимых экспертов. Предполагаемые результаты реформы должны быть проверены и просчитаны на динамической модели, включая обязательный анализ ценовых рисков и влияния ожидаемого всеми потребителями повышения стоимости электроэнергии на социально-экономическое состояние общества. Ведь при неверно выбранных методах решения поставленных задач может получиться результат прямо противоположный желаемому. Цена ошибки при этом будет максимально высокой, так как электроэнергетика - это естественная монополия, продукция которой не подлежит замещению.
Кроме того, хотим подчеркнуть определяющую роль создаваемой нормативной базы, которая должна будет регулировать новые организационно-правовые и финансовые отношения в электроэнергетике и определять правила функционирования создаваемого конкретного рынка.
Нам, как и всем россиянам, небезразличны экономическая эффективность и финансовая устойчивость РАО "ЕЭС России", равно как и конкурентоспособность и финансовая устойчивость энергоемких отраслей промышленности, коммунального хозяйства и транспорта. Но узко понятая экономическая эффективность одной компании не может быть самоцелью, и реформирование электроэнергетики необходимо осуществить таким образом, чтобы, достигнув финансовой устойчивости предприятий отрасли, не нанести непоправимого вреда экономике и обществу.
Считаем, что вопрос реформирования электроэнергетики Российской Федерации не может быть решен без участия представителей палат Федерального Собрания, субъектов Федерации, крупных промышленных предприятий и других заинтересованных сторон. Одной из форм такого участия, на наш взгляд, могло бы стать создание при Совете безопасности Российской Федерации Межведомственной комиссии по энергетической безопасности. Работа предлагаемой комиссии, по нашему мнению, должна обеспечить предельную гласность и прозрачность всех принимаемых решений о структурных изменениях в РАО "ЕЭС России" и предупредить возможные негативные последствия проводимой реформы.