ВИКТЮК, БУЛГАКОВ И НЕМНОГО МАТА

Трудно сказать, почему известный и довольно экстравагантный режиссер Роман Виктюк выбрал для постановки спектакля по роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" Нижний Новгород, объединив в нем творческий состав местного ТЮЗа и академического театра драмы. Сам он уверяет, что сделать это его побудил автор: однажды ночью во время сна он якобы услышал голос писателя...

Не секрет, что в театральной среде роман Булгакова считается заколдованным. Кто бы ни брался за его постановку, ничего хорошего не получалось. С приездом Виктюка в Нижнем Новгороде тоже начались разные приключения. Вначале маэстро два часа просидел в гостиничном лифте, до того всегда исправном. Потом у актеров куда-то пропали первые страницы инсценировки. Впервые за долгую театральную жизнь исполнитель роли Воланда, народный артист Георгий Демуров потерял голос. Во время одной из репетиций на сцену из прорвавшихся труб хлынули такие потоки воды, что пришлось спасать аппаратуру...
Все это списали на проделки Воланда и другую чертовщину. По-настоящему маэстро возмутился тем, что в ТЮЗе, где шли репетиции, устраивали шоу в связи с показами модных платьев и шуб. "Два дня подряд я слушал визги сексуально неудовлетворенных особ, - резюмировал Роман Григорьевич. - Если храм искусства доведен до того, что он вынужден опускаться до низкопробных шоу, - о каком искусстве можно говорить!"
Еще больше удивила его нищенская зарплата провинциальных актеров, а случайно увиденный приказ директора театра о премировании старейшей сотрудницы коллектива ста рублями вызвал у него настоящий шок. Кстати, на постановку "Мастера" местные власти и спонсоры, скинувшись, насобирали 30 тысяч долларов - сумма для Нижнего Новгорода небывалая. Как утверждают люди знающие, треть ее - авторский гонорар режиссера.
А работал он, что и говорить, напряженно. Репетиции начинались утром и часто продолжались далеко за полночь. Но актеры не роптали: когда еще удастся поработать с такой знаменитостью! И не обижались на своего кумира даже тогда, когда из динамиков в их адрес слышался отборный русский мат, хотя и были несколько шокированы этим. Виктюк же в свое оправдание цитировал Пушкина, тоже "известного греховодника". Режиссер вел себя настолько экспрессивно и непосредственно, что кто-то даже предложил продавать на репетиции билеты.
Больше всех неприятностей маэстро доставил Маргарите - актрисе ТЮЗа Ольге Береговой. Он убеждал ее побывать на балу у Воланда совершенно обнаженной. Актриса не скрывала слез. То, что давно привычно в первопрестольной, для Нижнего - скандальное событие. В конце концов Береговую уломали, но почему-то в премьерном представлении она вышла на сцену в одежде. А вот ненормативной лексики в спектакле осталось предостаточно.
Скорее всего, репетиции, где главным действующим лицом был сам маэстро, оказались интереснее премьеры. И хотя было много цветов и аплодисментов, ожидания зрителей вряд ли оправдались. Спектакль получился не о всепобеждающей силе любви, каким он виделся режиссеру поначалу, а, скорее, о торжестве зла. Вдобавок он оказался политизированным. Характерная деталь: по ходу спектакля голову погибшего Берлиоза как бы клонировали - на сцене появилось множество позолоченных голов Ленина и Сталина. А Воланд в исполнении Демурова и голосом, и походкой старательно изображал отца всех народов...
Некоторые зрители покинули зал даже до окончания спектакля, который без антракта продолжался два с половиной часа. Тем не менее в Нижнем зрительный зал в ближайшее время пустовать вряд ли будет. Несмотря на солидную цену - до 200 рублей - билеты распроданы на несколько спектаклей вперед. В провинции театралы доверчивы, особенно когда за постановку берется маститый режиссер...
Ну а сам Роман Григорьевич, по его словам, уезжает немного подработать в США. Россию покидать не собирался и не собирается. В его театре все нормально, зарплату актеры получают до 500 долларов за спектакль. Такое нижегородцам и не снилось.