11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СБЕРБАНК - НАРОДНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Мезенцев Виктор
Опубликовано 01:01 12 Января 2001г.

Что же не устраивает антимонопольный комитет в работе банковской системы? Вкратце претензии

Что же не устраивает антимонопольный комитет в работе банковской системы? Вкратце претензии можно свести к следующему. Во-первых, МАПу не нравится высокий уровень зависимости коммерческих банков от государства. Во-вторых, не устраивает факт нахождения средств бюджетов всех уровней в этих банках. В-третьих, МАП полагает необходимым решить вопрос разукрупнения банков. И начать надо почему-то со Сбербанка, где держат свои деньги три четверти российских вкладчиков. Кроме того, министерство считает недостаточным контроль над процентной и кредитной политикой банков и имеет ряд замечаний по оценке работы иностранных банков в России.
Действительно, доля государственного участия в банковской системе высока. Сейчас государственные средства присутствуют в капитале 469 коммерческих банков. Но с начала перехода к рыночной экономике прошло всего 9 лет. Не завершен процесс накопления капитала. Банковская система находится еще на самом начальном этапе своего развития. И пока государство является самым крупным собственником, без его поддержки реальная экономика вообще и банковская система, в частности, на ноги встанут очень не скоро. Имеется в виду не только законодательная регулировка, но и реальное участие в капитале банков. "Чистой" рыночной экономики не бывает, государство всегда поддерживает и регулирует в той или иной степени все отрасли, и в первую очередь энергетику и финансы. Это не значит, что государственные структуры должны начать учреждать новые коммерческие банки со своим участием. Роль государства проявляется в другом - счета бюджетных организаций открыты в большинстве коммерческих банков и способствуют увеличению их активов.
Сейчас число коммерческих банков в России существенно меньше, чем в той стране, которую мы со времен Н. Хрущева пытались догнать и перегнать, - в США. Объективно увеличение их числа в нашей экономике было бы необходимо. Но это не значит, что единственным путем достижения этой цели является разукрупнение, что предлагает сейчас МАП. Банковская система по своей природе более чувствительна ко всяким изменениям, в том числе и административным, чем, например, промышленность. Производство перестраивается и тормозится медленно, а банковскую систему можно парализовать за один день. Подтверждение тому - банковский кризис 1995 года. Вряд ли в МАПе работают такие тонкие знатоки банковского дела, как Виктор Геращенко, Юрий Пономарев, Андрей Казьмин или Андрей Костин.
Первым и, видимо, самым главным объектом пристального внимания антимонопольщиков стал Сбербанк России. Руководитель департамента по защите конкуренции на рынке финансовых услуг Сергей Дудкин заявил, что Сбербанк России нарушает Закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и отказывается по запросу министерства предоставить документы о формировании его тарифной политики.
Тот период, когда государство устанавливало предельный уровень рентабельности для монополистов, закончился в 1995 году с отменой соответствующего постановления правительства. С тех пор мы продвинулись вперед, а не назад. С монополией Билла Гейтса, имеющего капитал около 100 млрд. долларов, в США, может быть, и не зря борются административными методами. А о каком монополизме Сбербанка может идти речь, когда все вклады граждан России в СБ лишь немногим больше 10 млрд. долларов? Наверное, рановато дробить такого "монополиста", как СБ, тем более что и деньги не его, а вкладчиков.
Фактически действия МАПа сегодня вряд ли соответствуют интересам огромного числа российских граждан, которые держат свои сбережения в Сбербанке. Если вспомнить 1995 год, банковский кризис был отчасти спровоцирован утечкой информации о "неблагонадежных" банках. "Неблагонадежные" исчезли, но при этом пострадали другие: не только банки, но и предприятия - из-за замедления работы банковской системы.
Посмотреть со стороны на действия МАПа по отношению к Сбербанку - складывается впечатление, что кому-то просто завидно, что люди несут свои деньги в СБ, несмотря на невысокие проценты, только чтобы сберечь свои средства (отсюда и название банка) и кредиты получить дешевле, чем в других банках. Это подтверждает и просочившаяся в прессу информация о том, что действия МАПа вызваны не только жалобами вкладчиков, но и банков-конкурентов.
Разумеется, МАП призван противодействовать негативным тенденциям, связанным с монополизмом. Стоит разобраться, что же представляет собой монополия. Да, Сбербанк - это самый крупный российский банк. Но этот банк уже многие десятилетия обслуживает десятки миллионов людей во всех уголках огромной страны. Подходить к нему с формально-бюрократических позиций - вряд ли оправданно.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников