10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТАЙНЫ "ЧЕРНОГО ЯЩИКА"

Андреев Михаил
Статья «ТАЙНЫ "ЧЕРНОГО ЯЩИКА"»
из номера 005 за 14 Января 2002г.
Опубликовано 01:01 12 Января 2002г.
Лишь несколько секунд потребовалось бы для того, чтобы обнаружить на многокилометровой глубине бортовой самописец с самолета ТУ-154, рухнувшего в Черное море после попадания в него во время учебных стрельб ракеты, запущенной украинскими военными. Соответственно сразу же была бы определена и причина катастрофы. Для этого достаточно на типовой "черный ящик", как называют самописцы, установить гидроакустический маяк. Внешне напоминающий привычный всем конденсатор, он способен "сообщить" о месте своего нахождения с глубины до шести тысяч метров. А включается прибор автоматически, ему безразлично, какая вода - пресная или соленая. Опытный образец его уже изготовлен, дело за немногим...

Единственный в России завод, где выпускают бортовые самописцы, находится в Нижнем Новгороде. Долгие годы их делали в Вильнюсе, но после распада СССР приобретать аппаратуру в зарубежном государстве стало накладно, да и проблематично с точки зрения безопасности полетов. Вот почему в 1996 году производство "черных ящиков" было предложено освоить заводу имени Петровского. Это предприятие прежде долгие годы работало на "оборонку", а еще выпускало известные магнитофоны "Романтик", о которых ходили легенды по поводу сверхвысокой надежности. Они выдерживали даже погружение в воду.
Конечно, требования к "черному ящику" предъявляются более жесткие, чем к бытовой технике. Самописцы "обкатывают" в цехе 150 часов подряд. Они проходят виброиспытания и выдерживают перепады температур от -60 до +60 градусов по Цельсию. Запись в магнитофоне делается не на пленку, а на почти невидимую невооруженным глазом сверхпрочную проволоку диаметром 0,05 миллиметра - тоньше человеческого волоса.
- Наши "черные ящики" устанавливаются на все самолеты и вертолеты как гражданской, так и военной авиации, - рассказывает начальник цеха бортовых самописцев Иван Захаров. - Их два вида - бортовой и наземный. Первые делают запись, вторые воспроизводят ее. Одной бобины с проволокой, длина которой 3,5 километра, хватает на девять часов непрерывной работы. Примерно столько длится самый дальний в России полет - из Москвы до Владивостока. Запись происходит в режиме реверса: старая и уже ненужная информация стирается новой. Вскрываются самописцы только после аварии или авиакатастрофы. Если на борту случится пожар, проволока уцелеет - температура ее плавления 6 тысяч градусов по Цельсию. Именно она и остается единственным и беспристрастным "свидетелем" происшествия на борту.
На поверхности земли найти "черный ящик" после крушения бывает, как правило, нетрудно. Несмотря на свое название, окрашен он в яркий оранжевый цвет, чтобы его легче было обнаружить. Монтируется самописец в специальном кожухе в хвостовой части самолета, потому что именно она менее всего подвержена разрушению в случае аварии. Кстати, на каждом самолете устанавливается как минимум два самописца: один регистрирует голосовые сообщения, другой - показания приборов.
В ближайшей перспективе бортовые магнитофоны предполагается устанавливать не только на воздушных, но и на морских и речных судах, что ускорит и облегчит выяснение причин аварий в водной стихии. Что касается цены, она более чем доступна - от 60 до 90 тысяч рублей.
Хотя претензий к качеству выпускаемых заводом имени Петровского "черных ящиков" практически нет, здесь понимают, что это уже вчерашний день, и намерены освоить альтернативные звуковому способы записи. Как бы ни была устойчива проволока к высоким температурам, у нее есть два недостатка. Во-первых, она может порваться, а во-вторых, качество воспроизведения разговоров экипажа с наземными службами оставляет желать лучшего. И сейчас конструкторы работают над тем, чтобы освоить запись тревожной информации на основе цифровых технологий.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников