ПО РУБЛЮ ЗА КИЛОМЕТР

Госдума РФ еще только готовится к обсуждению законопроекта о платных дорогах, а правительство уже решило ускорить их появление в стране. Михаил Фрадков подписал распоряжение, согласно которому Федеральное дорожное агентство получило право "проводить разработку предпроектной документации на строительство первой в России платной скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области и магистрали от Московской кольцевой автодороги до автомагистрали Москва - Минск".

Напомним, что в России есть платные дороги: на трассе Москва - Дон (между Воронежем и Тамбовом), на шоссе под Липецком. Уже действует и единственный пока платный мост - в Барнауле. В Подмосковье согласно постановлению губернатора Бориса Громова в этом месяце начнется строительство платной Красногорской транспортной развязки длиной около двух километров, которая соединит Волоколамское шоссе с автомагистралью "Балтия" и Ильинским шоссе.
Теперь этим бизнесом займутся и федеральные власти совместно с частными компаниями и банками, преимущественно зарубежными. По замыслу Минтранса, платные дороги пролягут на тех направлениях, где загруженность имеющихся трасс составляет не менее 25 - 30 тыс. автомобилей в сутки. К примеру, на Ленинградке, в 100-километровой зоне от Москвы в сторону Санкт-Петербурга, этот показатель уже равен 100 тыс. машин. Минтранс утверждает, что стоимость нового автобана составит 180 млрд. рублей, срок окупаемости проекта - 11 лет. Зам. министра транспорта Александр Мишарин говорил, что проект окупится, если трасса будет шестиполосной, а плата составит примерно 1 рубль за километр, то есть 600 - 800 рублей с машины.
Но есть другие, экспертные, расчеты, согласно которым вернуть в заданный срок деньги, вложенные в трассу Москва - Петербург, можно лишь при условии, что машины по всем полосам трассы надо пускать каждые 5 секунд. А пока там даже бесплатная трасса сейчас загружена меньше...
Еще больше вопросов вызывает упомянутый в распоряжении премьера проект сооружения Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области в 30 км от столицы. Как известно, в этой зоне уже имеется кольцевая трасса, некогда построенная Минобороны, - так называемое бетонное кольцо. Состояние его близко к аварийному, да и параметры (по две полосы в каждом направлении) явно устарели. Загруженность этой трассы близка к нулевой, но подмосковные власти мечтают оживить некогда засекреченную дорогу, построив на всем ее протяжении сеть перевалочных баз взамен нынешних московских оптовых складов. В этом случае столица утратила бы явно непрофильное звание "главной перевалки страны".
Но если подмосковная "бетонка", на которой держится вся эта идея, станет платной, то не слишком ли дорого обойдутся услуги намечаемых перевалочных баз?