УКРАИНУ МЫ ПОКА НЕ ПОТЕРЯЛИ

ЦИК Украины наконец назвала имя победителя затянувшейся президентской гонки. Виктор Ющенко объявлен официально избранным президентом. За него проголосовали 51,99% избирателей, за его оппонента Виктора Януковича отдали голоса 44,2%. Однако команда проигравшего кандидата намерена оспаривать в Верховном суде это решение, требовать "признания выборов такими, в результате которых невозможно установить реальное волеизъявление граждан". И хотя вряд ли это изменит ситуацию, все же остается множество вопросов, ответы на которые далеко не однозначны. Например, о легитимности успеха Виктора Ющенко, победу которому принесла "оранжевая революция". Можно ли прогнозировать ее дальнейший экспорт на постсоветское пространство? Какие факторы будут теперь влиять на формирование отношений России и Украины, как сложится сотрудничество наших стран? Об этом - беседа с известным политологом, много лет изучающим российско-украинские отношения и внутреннюю политику Украины, директором Института политических исследований Сергеем МАРКОВЫМ.

- Сергей Александрович, сейчас немало разговоров о том, что "оранжевая революция" - это своего рода "репетиция", прообраз аналогичных социальных конфликтов в России. Как вы к такому "прогнозированию" относитесь? Есть ли предпосылки для чего-то подобного у нас?
- Если говорить о предпосылках, то можно при желании обнаружить сходство ряда ситуаций в России и Украине. Речь о роли олигархических группировок, о колоссальном разрыве в уровне жизни между богатыми и бедными. С точки зрения обездоленных слоев населения обеих стран наша элита вообще нелегитимна, потому что, как считают многие, она возникла в процессе несправедливого перераспределения общественного продукта. Скажем, во Франции, Германии богатела элита - богатела страна, а наша элита богатела, когда страна нищала. Если западные элиты смогли в итоге обеспечить развитие своих государств, то у нас многие представители элиты являлись по сути "лидерами деградации" страны.
- Но есть и отличия...
- Главное: украинский президент был непопулярен, а в России - очень авторитетный общенациональный лидер. Кроме того, на мой взгляд, уровень суверенитета нашей страны на порядок выше, чем Украины. Однако ядерное оружие может уберечь от агрессора, но не спасет от "оранжевой революции", если предположить подобную ситуацию. Кроме того, суверенитет во многом определяется суверенитетом элиты, а немалая часть нашей держит свои деньги в западных банках, учит там своих детей и предпочитает туда путешествовать. Полагаю, что категорически отрицать вероятность, условно назовем, "оранжевой революции" в России при определенных ситуациях было бы политической ошибкой.
- Не хотите ли вы сказать, что оппозиционные силы у нас ведут подготовку к ней?
- Пока нет. Существуют определенные технологии для "оранжевых", "розовых" и т.п. революций, должен пройти ряд этапов. Однако в СНГ такая работа активно идет.
- Кто же, на ваш взгляд, "на очереди"?
- Думаю, процентов на 80 "оранжевая революция" подготовлена в Молдавии, процентов на 40 - в Киргизии, на 30 - в Казахстане...
- А в Белоруссии? Александр Лукашенко заявил, что никаких революций в его стране вообще не будет.
- Полагаю, что там уровень готовности оппозиции к таким действиям высок, но "революции" противостоят мощные политические силы, в первую очередь в лице самого лидера - Лукашенко.
- Как противостоять такому "экспорту"? Политические процессы в рамках любых революций нелегитимны, но мы увидели, что силой их подавить в каких-то ситуациях нельзя, если упущено время, - может пролиться кровь... Так что же делать?
- Революции стимулируют немало нелегитимных процессов, однако не думаю, что Россия должна брать на себя роль организатора "контрреволюции". Мы обязаны не просто осознавать объективные причины, которые позволяют организовать такие вот "революционные" формы борьбы за власть, но и перехватывать их лозунги. В частности, лозунг создания нормального капитализма, который давал бы развиваться малому и среднему бизнесу, антиолигархический лозунг, лозунги демократии, привлекательного (в частности, для молодежи) образа жизни. Согласитесь: не может быть привлекательной жизнь, когда горстка людей тратит в Куршавеле миллионы долларов, а десятки миллионов людей практически отрезаны от экономики, от нормальных способов самоутверждения в бизнесе и т.д. Не могут быть привлекательными тотальная пропаганда аморального образа жизни, разворовывания собственной страны.
- Как видно, лозунги украинской "оранжевой революции" были для многих привлекательны. Не кажется ли вам, что какие-то кремлевские советники неверно оценивали процесс, выдавали ошибочные ориентации?
- Я уверен в другом: главный наш недостаток был в пассивности на украинском направлении долгое время. Американцы начали активно работать по "проекту Ющенко" лет пять назад. Россия за это время вложила в свой украинский проект в десятки раз меньше средств, чем США и страны Евросоюза, и даже меньше, чем Турция. Российская правящая элита, на мой взгляд, в начальный период проигнорировала необходимость работы со своими союзниками в Украине.
- Что же теперь? Мы потеряли Украину?
- Ни в коем случае. Наши союзники там - большинство населения. Надо брать пример с американцев и европейцев, разворачивать нормальные программы. Нужны совместные СМИ, конференции, молодежные обмены.
- Но и от Ющенко немало зависит - недаром же Запад так за него бился. Правда, он обещал, что после победы встретится с президентом России, однако тут же встретился с грузинским лидером, который, естественно, его вовсю поддерживал...
- С Саакашвили состоялась встреча не действующего президента Украины, а соратника по политической борьбе - до объявления официальных результатов. Ну а сам Саакашвили, приезжая в Киев, обеспечивал себе сверхпиар, ведь к Украине приковано внимание всего мира.
- Есть такое мнение о Ющенко: он прагматик, поэтому с ним будет легче договариваться, чем с Кучмой, который все время хитрил, выгадывал...
- А Кучма разве не прагматик? Еще какой! И Ющенко прагматик. Определенные опасности для отношений наших стран таятся не в его личности, а в радикалах из его команды. И даже в вероятности отстранения от власти, что могут попытаться сделать его соратники, воспользовавшись болезнью и недостаточной энергичностью. Располагаю конфиденциальной информацией, что украинские радикалы и русофобы готовят провокации, чтобы поссорить Ющенко с Путиным, например, пригласив в Киев Березовского...
- Каких радикалов вы имеете в виду? Юлию Тимошенко, которая была "революционнее" самого лидера оппозиции?
- Она радикал в тактике, но не в российско-украинских отношениях. К сожалению, в команде Ющенко есть националисты-русофобы, и угроза их прихода реальна. Но есть и люди европейской ориентации, а также олигархи. Кто возобладает во власти - пока неясно.
- Но сам Ющенко говорил, что Украина и Россия - довольно плотно экономически интегрированные соседи, и это, мол, предопределяет нормальное сотрудничество.
- Не обязательно предопределяет. Латвия и Эстония объективно тоже заинтересованы в хороших отношениях с Россией, но у власти там националистические правительства, которые идут на сознательный конфликт с нашей страной...
- Не добавится ли к тому же внешнее влияние на Киев?
- Добавится, но ничего страшного, если это будет влияние официального Вашингтона, Берлина или Парижа. Но может быть и влияние русофобов типа Бжезинского или Олбрайт. Или Варшавы, а президент Польши Квасьневский, как известно, выдвинул концепцию, суть которой - геополитическая изоляция России.
- Какие проблемы в отношениях с Украиной должны сейчас волновать Россию в первую очередь?
- Формирование Единого экономического пространства. ЕЭП не противоречит процессам евроинтеграции, но не факт, что Ющенко с этим согласен. Тревожат вопросы военно-технического сотрудничества - вряд ли оно возможно, если Украина вступит в НАТО. Третье - обеспечение свободы передвижения капиталов, товаров, людей. Четвертое - ситуация вокруг русского языка и культуры. Пятое - конфессиональная политика украинского руководства. Будет ли новая администрация подстрекать украинскую православную церковь к расколу с русской? Вот основная повестка дня, которая требует максимально быстрого обсуждения между новой администрацией Украины и Кремлем.
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Фонд государственного имущества Украины приостановил приватизацию крупных объектов и создание новых субъектов хозяйствования. Мораторий будет действовать до формирования нового состава кабинета министров. Формальный повод такого решения ФГИ - введение нового положения о приватизационных конкурсах. Раньше степень прозрачности приватизации в Украине вызывала немало вопросов, особенно в дни торгов за контрольный пакет акций "Криворожстали", когда предпочтение было отдано коммерческой структуре зятя президента.
Скорее всего, именно желанием приостановить спешный раздел наиболее лакомых кусков индустрии между олигархическими кланами, близкими к уходящему на заслуженный отдых Леониду Кучме, и руководствовались те, кто стоит за упомянутым решением Фонда госимущества. Достаточно напомнить, что недавняя срочная "прихватизация" северодонецкого объединения "Азот" вызвала негодование бизнесменов из окружения В.Ющенко.