СОЛДАТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ

Сегодня в Абхазии проходят повторные президентские выборы. На этот раз недавние соперники Сергей Багапш и Рауль Хаджимба претендуют на власть в непризнанной республике единой командой: первый - в качестве президента, второй - вице-президента. Однако политическое противостояние в обществе в различных формах продолжается, и единственным реальным гарантом Конституции и порядка по-прежнему является армия.Накануне выборов с нынешними буднями абхазской армии знакомились специальные корреспонденты "Труда".

Людей в военном камуфляже в Сухуми и других городах Абхазии сегодня почти не увидишь. В связи с напряжением, сопутствующим повторным президентским выборам, вооруженные силы на казарменном положении и в постоянной боевой готовности.
Никаких цифр, характеризующих личный состав и вооружение абхазских вооруженных сил, командиры не называют: строжайшая военная тайна. Скажем лишь, что и авиация, и военно-морской флот, и бронетехника у республики есть.
...На плацу танкового батальона застыли боевые машины. Часть только что прибыла из района учений, и 19-20-летние парни, разгоряченные стрельбами, оживленно делятся впечатлениями. Худощавый, похожий на подростка механик-водитель Станислав Отырба поглаживает броню:
- В управлении эта мощная машина безотказна. Я рад, что служу в танковых войсках. Хотя профессия у меня самая мирная, окончил колледж гостиничного хозяйства...
Оператор-наводчик Тенгиз Авидзба тоже доволен результатами стрельб:
- Мне поставили "четверку": из пяти выстрелов я четыре раза поразил цель. Командир похвалил, но поставил задачу научиться стрелять без промаха.
Командир батальона подполковник Фазлыбей Авидзба - герой Абхазии, личность в армии известная. За плечами - десятки кровопролитных боев в годы грузино-абхазского конфликта.
- Оператор-наводчик Авидзба - ваш однофамилец?
- Тенгиз - родной племянник. А вообще сегодня в батальоне 23 моих племянника - целая семейная династия танкистов. Сам я по профессии инженер-строитель, строил в Сухуми дома. О военной карьере и не думал. Но началась война - пришлось менять профессию. Как у Константина Симонова - солдатами не рождаются, ими становятся.
- Если не секрет, откуда у вас в батальоне танки?
- Все без исключения машины - трофейные, захвачены у грузинской стороны. Некоторые были нами подбиты, пришлось ремонтировать. Но много танков и артиллерийских орудий противник просто бросил, спасаясь бегством...
Такая же картина - в Сухумском артиллерийском полку. Весь парк орудий - и гаубичных, и зенитных, и реактивных - трофейный. Техника в надежном рабочем состоянии, за ней налажен тщательный уход.
- Сложнее с кадрами, - говорит полковник Аслан Анкваб, - особенно с рядовым и младшим командным составом. Многие призывники не имеют даже среднего образования, а ведь артиллерия - это математика, физика, точный расчет. Приходится обучать их по принципу "делай, как я". С офицерскими кадрами полегче: многие служили еще в советской армии. Их опыт и знания для молодых бесценны. В последнее время армейские части и подразделения стали пополнять выпускниками Сухумского военного общевойскового командного училища минобороны республики. Там есть и отделение подготовки артиллеристов. Так что и с командирами среднего звена дело налаживается.
Гордость абхазов - их военно-морские силы. Правда, флотом в полном смысле этого слова несколько катеров не первой молодости не назовешь.
- И за это спасибо нашим диаспорам в дальнем зарубежье, - говорит командующий военно-морскими силами капитан 2-го ранга Зураб Гицба. - Подаренные ими катера, конечно, не военные, пришлось оснастить их вооружением. Причем, скажу честно, не слабым. Экипажи укомплектованы опытными моряками, благо, абхазы - мореходы природные. Значение наших военно-морских сил особенно возросло после нашумевшего приказа грузинского президента топить российские суда с отдыхающими.
- А в составе грузинского военно-морского флота - современные боевые корабли, подаренные некоторыми странами НАТО...
- Ну и что из этого? Исход любого дела решает не техника, а люди. Недавно во время ночного дежурства одного нашего катера в море на него напали пять грузинских. Команде пришлось отстреливаться, и противник был вынужден отойти. Конечно, и западная военная техника, и американский инструктаж - это очень серьезно. Но, поверьте, воинским духом, самоотверженностью абхазские воины превосходят своего противника. Что и проявилось в минувшей грузино-абхазской войне. Тогда у нас не было таких вооруженных сил, сейчас мы окрепли в разы.
Сегодняшней Абхазии, переживающей тяжелый экономический кризис, конечно, нелегко содержать свою армию. Достаточно сказать, что ни рядовым, ни сержантскому составу государство за службу не платит. Даже у командиров взводов оклад чуть больше тысячи рублей. Но нам запомнились слова, сказанные рядовым гаубичного дивизиона Гудисом Цвижба:
- Служить в армии, стоять на страже независимости республики - высокая честь для молодого абхаза. Скоро я уйду в резерв и займусь бизнесом. Если повезет и стану хорошо зарабатывать, часть своих доходов буду отдавать на нужды армии и флота. Так думают многие мои сослуживцы...