РОЛАН ДЮМА: СТОЛКНОВЕНИЕ ДВУХ МИРОВ - ЭТО УЖЕ РЕАЛЬНОСТЬ

Минувший год влиятельная американская газета "Крисчен сайенс монитор" назвала "ужасным годом для Европы". И действительно, он был урожайным на кризисы, конфликты, потрясения. Провал референдумов во Франции и Голландии, кровавые теракты в Англии, осенние волнения во Франции, которые привели к введению чрезвычайного положения. Родина прав человека предстала в тревожном свете тысяч горящих автомобилей, в столкновениях молодежи с полицией. А что об этом думает один из самых блестящих умов Франции, ближайший соратник Франсуа Миттерана Ролан ДЮМА? Чтобы узнать его мнение о происходящем, корреспондент "Труда" в Париже встретился с бывшим министром иностранных дел и председателем Конституционного совета.

- Действительно, прошедший год был неспокойным, - говорит господин Ролан Дюма. - С Европой произошла "поломка" из-за негативных итогов референдумов по евроконституции. Во Франции ситуация также не очень хороша - как по части социальных, так и экономических проблем. По многим аспектам я бы не назвал 2005 год положительным. Кстати, так считаю не только я, что видно по проведенным недавно опросам общественного мнения. Конечно, трудностей и раньше хватало, но каждый раз находился тот или иной выход. Сейчас все серьезнее. К примеру, кризис в ЕС. Здесь мы сталкиваемся с новыми факторами. Торможение европейского строительства в значительной мере было спровоцировано Францией, до недавнего времени одной из движущих сил этого процесса. К этому стоит добавить приступ булимии, который охватил Европу. Конечно, расширение ЕС - дело хорошее, но нельзя его осуществлять, не предвидя возможных последствий, в частности финансовых, с чем мы столкнулись в ходе недавнего обсуждения бюджета Евросоюза. Кризис налицо, хотя я не отношусь к тем, кто считает, что он необратим. И все-таки не могу не констатировать, что в то время как полным ходом идет процесс глобализации, в мире формируются новые альянсы, Европа топчется на месте...
- Каким видится вам нынешнее место Европы в мире?
- К сожалению, сейчас она не играет той роли, которую, обладая значительным экономическим весом, должна была бы исполнять в интересах мирового равновесия. Для этого она должна стать определенной политической силой. Однако процесс создания политической Европы был остановлен из-за негативных результатов уже упомянутых мной референдумов по вопросу евроконституции.
- В последнее время много говорилось о том, что ряд серьезных проблем Старого континента порожден иммиграцией, особенно из мусульманских стран. При этом отмечается, что взрывы в Лондоне, а до этого в Мадриде, недавние беспорядки во Франции связаны тем, что их организаторы и участники молятся Аллаху.
- Не стоит путать понятия и смешивать все в одну кучу. Терроризм с большой буквы "Т", последовавшие после нью-йоркской трагедии акции, такие, как взрывы в Испании и Англии, направлены против стран, которые откликнулись на призыв президента США Буша и оказались задействованы в военных действиях в Ираке. То, что одно связано с другим, - очевидность. Как только новое руководство Испании вывело войска из Ирака, эти ее проблемы закончились. А вот по Англии, которая продолжает оставаться самым верным союзником американцев в Багдаде, минувшим летом исламисты нанесли мощный удар. На мой взгляд, в таких условиях можно говорить о настоящей международной войне.
Нынешний терроризм - это не только и не столько силовые акции, вызванные региональными или какими-либо другими проблемами. Они охватили всю планету. И дело, мне кажется, в отношении Запада к мусульманскому миру в целом. Я уверен в том, что нынешнюю ситуацию не объяснить без анализа событий, происходящих на Ближнем Востоке.
Конфликт между Израилем и Палестиной до сих пор не разрешен, воинственный настрой по отношению к Сирии постепенно нарастает, что невольно наводит на сравнение с нагнетанием обстановки вокруг Ирака перед тем, как США пустили в ход оружие. Можно к этому добавить и ситуацию вокруг Ирана. Все это вызывает ответную реакцию в мусульманских, арабских странах. Ведь солидарность по религиозному, этническому, языковому признакам - явление вполне естественное.
В мире множество подобных примеров. Так, евреи всего мира солидарны с Израилем. Я не вижу ничего необычного в том, что и арабы всего мира проявляют солидарность с арабским народом Палестины. Думаю, сейчас можно говорить об объединении интересов вокруг двух лагерей, что придает нынешнему противостоянию мировой характер.
Обстановка тревожная, ибо в нынешних условиях я не вижу признаков появления нового мирового порядка. Почему? Да потому, что в отличие от прежних времен сейчас США взяли на себя эту роль. Международный суд для них не указ, к голосу ООН они не прислушиваются. Военная акция против Ирака была предпринята во многом Западом, а конкретно осуществлена США. Именно этот порядок нынче господствует в мире. Если схожие шаги будут предприняты против Сирии, все, скорее всего, станет происходить по уже знакомому сценарию. По моему разумению, сейчас необходимо восстановить мировой порядок, вернуть ООН и международным органам правосудия их прежние вес и роль.
- Ваши мысли схожи с тезисами теории столкновения цивилизаций...
- Действительно, две цивилизации настроены воинственно. При этом я выношу за скобки волнения в пригородах Франции, для которых у меня есть иное объяснение. Дело в том, что у нас много иммигрантов. В 60-е годы прошлого столетия во время экономического бума при президенте Жорже Помпиду мы нуждались в рабочей силе в строительстве, на фабриках и заводах. Людей из стран Магриба и Черной Африки привозили целыми пароходами. Их вклад в экономику был значительнее, чем условия жизни, которые им были предложены. Чтобы в этом убедиться, достаточно пройтись по северным кварталам Парижа. Тем временем развитие шло полным ходом: возникали новые банки, страховые общества, предприятия. Их прибыли росли, короче, страна богатела, особенно некоторые ее представители. Понятно, что в СМИ об этом постоянно писали. Так что иммигранты, а они постепенно становились французскими гражданами, могли сравнивать собственные жизненные трудности с достатком тех, кто пользовался плодами благоденствия. Дети иммигрантов, родившиеся во Франции, восприняли это неравенство еще более болезненно. Если к этому недовольству добавить жилищные проблемы, то очевидно социальное расслоение. Так что ноябрьские события, которые для многих французов стали громом среди более или менее ясного неба, были вызваны именно этой ситуацией, а не "шоком цивилизаций", как некоторые полагают.
- Вы считаете, что этнические мотивы в молодежном бунте не присутствовали?
- Я предпочитаю иную формулировку: они были вспомогательным цементом. Ибо многие бунтари - выходцы из мусульманских семей. Их родителям, приехавшим из небогатых стран, было с чем сравнивать свою новую жизнь во Франции. В отличие от их детей. Те, с одной стороны, оказались без родительских корней, а с другой - столкнулись с обществом, которое не предоставляло им возможностей для самореализации. Пока я не вижу, чтобы нынешнее правительство предпринимало адекватные меры по разрешению проблемы.
- Как мне кажется, Европа в целом оказалась не способна переварить последние волны иммигрантов. Взять хотя бы пример Голландии, где политика почти тотальной толерантности по отношению к новым гражданам привела к гибели от рук исламского фундаменталиста известного режиссера и правнука Ван Гога, к расовым столкновениям.
- Что такое фундаментализм? Это ряд факторов, которые доведены до предела в каком-либо сообществе людей. Почему религиозный фундаментализм становится реальной силой? Потому что есть люди, которые на фоне жизненных трудностей, социальной неустроенности готовы воспринять экстремистские идеи - вплоть до джихада против "неверных". На этой комбинированной почве - религиозной и социальной - и возникает терроризм. Взрывоопасная смесь!
- Россия - многонациональное государство. В последние годы она также стала прибежищем для многих иммигрантов из республик, в том числе мусульманских, бывшего СССР. Как вам видится эта проблематика в нынешней России? Не отразится ли "шок цивилизаций" на нашей стране?
- То, что мусульманские народы, проживавшие на территории Советского Союза, нашли свое место в едином государстве, скорее всего, являлось завоеванием тогдашнего строя. Там имелись условия для экономического развития, национальная культура поддерживалась, газеты печатались на местном языке, чего, к примеру, не было в те годы в Алжире, тогдашней французской территории. СССР казался витриной успешной политики в отношении этих народов. В России, как мне представляется, если оставить в стороне исключительно сложную чеченскую проблематику, проводится схожий курс. К этому надо добавить, что вашу страну всегда отличала взвешенная, дружественная политика в отношении арабских стран. Позиция, которую занял Владимир Путин в иракском вопросе, на мой взгляд, еще больше усилила вес Москвы в мусульманском мире. Думаю, благодаря успешной интеграции мусульман внутри страны Россия сможет в будущем играть важную роль своеобразного моста между Западом и исламскими странами.
- Можно ли вас понять так, что Россия оказалась в стороне от столкновения цивилизаций?
- В некотором роде это так. Если Запад находится в состоянии конфликта с мусульманским миром, то этого нельзя сказать о России.
- И последний вопрос, господин Дюма. Как вам видятся отношения между Францией и Россией?
- Они хорошие. Могу выделить некоторые инициативы. К примеру, совместные действия Франции, Германии и России, в альянсе которых можно усмотреть контуры того, как будет выглядеть Европа завтра и послезавтра. Тем не менее по ряду направлений эти отношения пока не достигли желаемого уровня. В России должны понять, что в лице Франции Россия имеет надежного союзника в западном лагере, союзника, который стремится утвердить расширенное понимание Европы. В конце 80-х годов, во времена Горбачева, когда шли оживленные разговоры о европейском строительстве, американцы спрашивали Франсуа Миттерана о том, будет ли Россия включена в Европу. Тот отвечал, что она уже является ее частью. И если сейчас это не совсем еще так, то я уверен, что рано или поздно это произойдет.