ПАПА УЕХАЛ В КОМАНДИРОВКУ

Детский рисунок позволяет судить о внутреннем состоянии ребенка. Психологи говорят о нескольких стадиях развития художественной деятельности малыша.

Первая - просто "марание". За карандашом, двигающимся по бумаге, появляется веселый хвостик. "Каляки-маляки" появляются не только на бумаге, но и на обоях, столах, книгах, они приносят огромную радость первого творческого опыта. Вторая стадия: вдруг, случайно, из кривых линий, точек и черточек появляется что-то очень похожее на реальный предмет. Взрослым, которым с радостью несут показать получившуюся картину, еще трудно уловить, что же там изображено. Но спросите малыша: "Что ты нарисовал?" Он ответит определенно: "Машину". Следующая стадия - изображение "головоногих". Сначала появляется голова. Форма может быть и круглая, и овальная, и кривая, и, как правило, очень большая. Затем к голове пририсовываются туловище, какие-то линии - ноги, длинные руки, несуразные пальцы. Четвертая стадия - правдоподобные изображения. Тематика их очень разнообразна. Ребенок рисует и как бы рассказывает вам о своем психологическом состоянии. Можно проследить и социальные, и эмоциональные связи малыша.
Хочу сразу предупредить: нельзя использовать некоторые отрывочные знания, полученные из популярной литературы, из рассказов друзей, для трактовки рисунков своих детей. Научившись "читать" детский рисунок, можно увидеть проблему малыша, которую надо решить, вовремя обратив на нее внимание. Поэтому важно не заниматься самодеятельностью, а обратиться к специалисту-психологу. Мы, пытаясь разобраться в проблемах ребенка, просим его нарисовать семью или свой "самый счастливый день".
Надо понимать, что случайного в детском рисунке не бывает. Если на листе бумаги отсутствует кто-то из родных, то необходимо выяснить, с чем это связано. Уважаемые папы, должна сообщить вам пренеприятное известие. Довольно часто дети не рисуют отцов, объясняя это тем, что он "не уместился на листочке", что "он в другой комнате, на работе, чинит машину, уехал в командировку". Если отцы не присутствуют в эмоциональном мире ребенка, то их нет и на рисунке.
И еще очень важная деталь: все чаще в рисунках ощущается чисто женское воспитание мальчиков. Вот рисунок Кости 6 лет. В центре он: большой, загорелый, в красивом костюмчике с кружевным воротником. Рядом очень крупные фигуры мамы, бабушки, сестры, тети, а в отдалении и ниже - маленький, невыразительный глава семьи. О чем это свидетельствует? Дома чисто женское воспитание. В детском саду - женское воспитание. В школе - женское воспитание. Так чего же после этого мы хотим от мужчин?
А как хотят малыши иметь отца, если его в действительности нет! Алеша, 7 лет. Он третий ребенок в семье. Отец ушел. Маму очень любит. Нарисовал себя, сестер и маму как актеров театра, играющих в спектакле. Маму он нарядил спящей красавицей и положил в хрустальный гроб. Я испугалась. Осторожно спрашиваю: "А это что такое?" А мальчишка отвечает: "Мама спит и ждет прекрасного принца, который ее поцелует, и мама оживет!" Вот так-то...
Встречаются рисунки, в которых нет самого автора. Это тоже очень тревожный симптом сложных семейных отношений. Чаще всего выясняется, что ребенок ощущает себя лишним, что ему плохо. На одном рисунке из всех домочадцев оказалась только кошка. Тут действительно надо бить тревогу.
Очень важно в рисунках детей обращать внимание на величину изображаемых людей или предметов. "Что" или "кто" самый большой - это и есть самое важное для ребенка. Иногда это автор картины. Посмотрите внимательно: в этом случае необходимо обратить внимание на эгоистические и эгоцентрические склонности сына или дочки. Самый большой член семьи - самый авторитетный и важный для ребенка человек. Если большим оказался предмет или вещь - значит, он имеет существенное значение. Для кого-то это машина, для кого-то компьютер, для кого-то телевизор. Интересно, что за последние 3-4 года я видела на рисунках множество телевизоров, компьютеров, домов, машин, но не видела книг. Тоже материал для размышления.
Расстояние между персонажами на рисунке теснейшим образом связано с дистанцией психологической и эмоциональной. Если кто-то в семье ближе ребенку, он нарисует его ближе, и наоборот. Вот рисунок Гоши 6 лет, яркий и образный. Вся семья в сборе. Папа, мама, Кристина (сестра), Мартин (собака) и сам Гоша. Мама и Кристина держатся за руки. Вероятно, они очень дружны. Папа протягивает руки к маме и сыну. Однако и мама, и сын заложили свои руки за спину. Да... здесь явно есть проблема. Кроме того, папа самый большой, нарисован ближе к краю листа, раскрашен в красный цвет (цвет активных действий, может быть, и агрессии), все лицо занято очками. Предполагаем, что он очень властный, конфликтный. Не только мальчик, но, вероятно, и мама находится с ним в сложных отношениях. Надо сказать, что Гоша - необыкновенно тонкий человек. У мамы и папы он нарисовал шею, у себя и сестры - нет. Между тем уже доказано: тот персонаж, у которого на рисунке есть шея, способен управлять своими чувствами, а если шеи нет - не способен. Мальчик определил: родители взрослые, а мы с сестрой - нет. Члены семьи разные по возрасту, по характеру, по уму (самая умная - сестра с большой головой). А он хотя и самый маленький, но очень независимый... Море чувств, море оценок и море материала для анализа ситуации в семье.
Смотришь на эти рисунки, и хочется сказать всем папам и мамам: за вами пристально наблюдают, оценивают, радуются, когда все хорошо, и ужасно переживают, когда что-то не так.