ЕСТЬ И ЕЩЕ ОДНА ПАРТИЯ

В Министерство юстиции РФ поступили документы на регистрацию Конституционной партии Российской Федерации. Инициаторами ее создания стали общественно-политические движения "Стабильность и прогресс" (лидер Ярослав Терновский), "Живое кольцо" (лидер Константин Труевцев), "Выбор России" и ряд других организаций.

Название партии и хотя бы беглый анализ программных документов говорят о том, что идейным знаменем новой политической организации является Основной Закон страны, статьи и положения которого выглядят привлекательно, но на практике реализуются слабо. На исправление такого положения дел и ориентированы "конституционалисты".
Появление на политической сцене страны еще одной партии рождает противоречивые чувства. Обращение к политической практике стран с развитыми демократическими системами показывает, что у них количество партий, реально обладающих силой и влиянием в обществе, как правило, можно сосчитать на пальцах одной руки: две, три, четыре. Так обстоит дело в США, Великобритании, ФРГ, Франции, государствах Скандинавии... Но у России, как известно, "особенная стать", и тенденция в этом смысле действует другая: на сегодня существует, наверное, десятка два партий, официально зарегистрированы шесть.
Идет своего рода ревизия "партийных рядов", чтобы отделить "зерна от плевел", определив, кто на самом деле является партией, а кто - аморфным объединением с расплывчатыми целями, задачами, организационной структурой. Все это должно сверяться с Законом "О политических партиях".
Партия, во-первых, должна выражать интересы определенных общественных групп и слоев.
И хотя чуть ли не любая российская партия сегодня утверждает, что она выражает интересы "общества", - строго говоря, это невозможно по определению. (Этимологически слово "партия" означает "часть", "группа".) Каждая партия должна иметь определенную социальную базу.
Во-вторых, у партии предполагается наличие собственной идеологии и программы, показывающих пути и условия достижения провозглашаемых целей и задач. И в-третьих, важнейшим критерием потенциала партии является не просто ее стремление участвовать в политической жизни, а завоевание власти законным путем.
В какой степени соответствует этим требованиям новая Конституционная партия Российской Федерации, говорить пока рано, поскольку она заявила о себе совсем недавно. Насколько серьезны будут амбиции, покажет реальная работа. Немало зависит, конечно, от ее руководства. Сейчас первые лица партии выглядят достойно, но довольно скромно на фоне более известных публичных политиков. Поговаривают, что спикер верхней палаты российского парламента Сергей Миронов может возглавить Конституционную партию РФ. Ход был бы достаточно сильный: Сергей Миронов получит стабильную политическую опору, а партия - активного и, как видится, весьма боеспособного лидера.
Вообще же идея создания Конституционной партии в российском обществе была воспринята достаточно благожелательно: поздравления на съезд прислали 25 губернаторов, присутствовали делегаты из 62 регионов страны, в числе гостей находились представители президентской администрации, различных политических, общественных и религиозных организаций. Однако все это отнюдь не снимает вопроса о социальной базе новой партии, о массовой поддержке, которую ей предстоит искать в обществе. Свое место она видит в центре политического спектра.
Программа Конституционной партии, по мнению политологов, не стала особым стимулом для привлечения в ее ряды массовых сторонников и потенциальных избирателей, хотя ее разработка является наиболее серьезным делом, которое удалось осуществить пока "конституционалистам". К сожалению, партийным идеологам не удалось избежать проблем, которые присутствуют в большинстве манифестов политических организаций. В первую очередь их абстрактный характер. Как правило, в программах критически оценивается состояние российского общества и его системы и в общих чертах дается собственное представление о том, каким оно должно быть. Программа "конституционалистов" скроена по тем же меркам. Помимо идеи объединения отдельных граждан и общества вокруг Конституции с целью ее реального воплощения в жизнь, в остальном, как и в других партиях аналогичной направленности, - провозглашение приоритетов личности и человеческих ценностей над государственными, заявления о поддержке частной собственности и частной инициативы, семьи, материнства и детства, образования, местного самоуправления, национального и расового равноправия и т.д. Плюс умеренный патриотизм.
Как сложится судьба новой партии? Это во многом зависит, повторимся, от ее лидеров, от того, готовы ли они серьезно заниматься политикой или собираются только играть в нее. Если события будут развиваться по первому сценарию, Конституционной партии может быть уготована и достаточно плодотворная жизнь. Если по второму - ее вполне может постичь судьба многих российских партий, с громкими в свое время именами, которые (и партии, и имена) вряд ли даже кто сегодня вспомнит...