10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГЕОРГИЙ БООС: ТОРОПЛИВЫЙ ПЛАТИТ ДВАЖДЫ

Прежде всего надо понять, что членство в этой организации - лишь инструмент в экономической

Прежде всего надо понять, что членство в этой организации - лишь инструмент в экономической политике. Не стоит ждать скорых дивидендов от нового торгового статуса страны, когда распахнутся двери на мировой рынок. Во-первых, нефтью, газом и другими природными ресурсами мы уже давно торгуем без особых проблем. А во-вторых, такая структура экспорта вообще не может быть целью - ни членства в ВТО, ни экономической политики. Сырьевая зависимость развитых стран снижается, так как внедряются прогрессивные технологии. Рынок ресурсов, который сейчас служит главным источником пополнения казны, неизбежно будет сжиматься как шагреневая кожа.
При этом глобальное строительство экономики и общества неизбежно. Есть объективный закон: максимальная прибыль достигается при рациональном разделении труда. Форд придумал сборочный конвейер, автомобиль стал дешевым - и завоевал рынок. Но есть обратная зависимость: конвейер требует создания региональных, потом глобальных рынков. Это, повторю, естественный процесс, никакими запретами и "железными занавесами" его не остановить.
Уважающее себя государство в своей политике всегда исходит из того, что для страны превыше всего национальные интересы. Вот и нам надо встраиваться в ВТО не для того, чтобы "стать как все", а чтобы использовать новый инструмент для укрепления экономических позиций государства. Сегодня существует международное разделение труда и международное разделение рынка. Каково здесь наше участие? Как укрепить, расширить наш сектор? Договориться о зоне ответственности России на товарном рынке, застолбить для себя место на рынке труда - вот что совершенно необходимо сделать до вступления в ВТО.
Что мы сегодня имеем? У России все еще сильны позиции в космонавтике, производстве вооружений. Существуют направления, где поезд не ушел, и мы, если постараемся, можем догнать других. Но очевидно, что есть товары и технологии, которые придется закупать. Это не повод, чтобы посыпать голову пеплом - просто взамен на паритетных началах надо развивать то, в чем мы сильны. И такой шанс появится, если не будем пытаться спасти все, в том числе и безнадежное, а создадим стимулы для развития перспективных отраслей.
Замечу, что на Западе именно на таких принципах держится рынок. Вот, скажем, машиностроение - оно развивается в Германии, Италии, Японии. А Франция или Норвегия станки не производят, а покупают. Или другой пример: министры ЕС собрались и договорились, как построить аэробус, способный конкурировать с "Боингом", и разместили заказы на своих авиазаводах. Это плановое ведение хозяйства, только построенное на рыночных стимулах. Государство на Западе всегда участвует в перераспределении рынка, но это не диктат, а партнерство. То есть рынок влияет на государство, а оно, отвечая на вызовы времени, участвует в защите национальной экономики. В процессе переговоров в чем-то приходится уступать, а что-то получать взамен. В итоге возникает соглашение, в рамках которого, в свою очередь, трансформируется национальная экономика.
Тех же принципов придерживаются страны, вступающие в ВТО. Все выторговывают для себя этап преференции, когда ряд отраслей национальной экономики получает дополнительные льготы. Потом этот этап, как правило, затягивается, преференции продолжают действовать. Ведь, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное.
Тем более это важно для России. У нас основные фонды почти во всех отраслях имеют запредельный возраст - станочный парк, например, на уровне 50-60-х годов. Чтобы суметь перестроиться и выжить, даже перспективным отраслям на какой-то период нужна "кислородная подушка". Мы сейчас как бы сидим в машине, а мимо проносятся конкуренты. Чтобы их догнать, надо включить первую передачу, потом набрать скорость, потом включить вторую, третью... А что будет, если сцепление убрать? Коробка передач накроется. Если в машине сцепление выполняет роль адаптера, то в экономической политике - дотации, таможенные пошлины, налоговые преференции. Эти инструменты должны действовать, пока экономика "разгонится" и наши перспективные отрасли станут конкурентоспособными. Ну а на большой скорости можно, если потребуется, и без сцепления включить пятую передачу.
Иными словами, вступление в ВТО требует времени. Надо готовить экономику к открытию границ - готовить законодательную базу, налоговую, кредитно-денежную систему, банковский и страховой секторы, сворачивать неэффективные и стимулировать перспективные отрасли. Это тяжелый, болезненный процесс. Но другого пути нет, если хотим использовать членство в ВТО эффективно в своих интересах.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников