07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДРУГОЙ ЛЮБОВИ УЖЕ НЕ БУДЕТ

Поюровский Борис
Опубликовано 01:01 12 Февраля 2002г.
Во время гала-концерта в честь юбилея Любови Петровны Орловой, состоявшегося днями в Театре имени Моссовета, Людмила Гурченко сказала, что Орлова была, есть и остается единственной звездой нашего экрана. И так как слова эти были произнесены вполне искренне и принадлежали актрисе, которая сама давно уже восторженно любима публикой, зал встретил их бурной овацией.

Мне выпала честь принять посильное участие в подготовке этого вечера, изначально задуманного как яркий праздник, поскольку образы, созданные Орловой в кино, ассоциируются с маршево бодрыми мелодиями, веселыми песнями, фейерверками. В нашем кино актриса была сродни таким звездам мирового экрана, как Марлен Дитрих, Франческа Гааль, Марика Рокк, Дина Дурбин, снимавшимся примерно в те же годы. С одним, правда, отличием: Любовь Орлова не только своим творчеством отразила советскую эпоху, она была одним из ее достижений, "знаков". Когда тов.Сталин сказал: "Она у нас одна", - его державные уста лаконично озвучили народное мнение по поводу Орловой. Никто не мог так победно шагать, так напористо и задорно отстаивать свою социальную значимость, так зажигательно исполнять песню-призыв, песню-лозунг, как она. Ее уверенный и в то же время как бы слегка наивный взгляд, горделивая осанка, приветливо-озорная улыбка стали наглядными приметами Идеала.
Фильм "Веселые ребята" очень понравился Сталину, и это сразу же вознесло Орлову и ее мужа Григория Александрова на киноолимп. Встретились они в 1934 году и уже через полгода поженились, прожив вместе 50 лет. Александров сумел сделать из Орловой советскую "суперстар", а сам стал режиссером N 1 в СССР. Естественно, многие завидовали им, в том числе их бесконечным поездкам за рубеж. Всеобщее удивление вызывало и то, что они обращаются друг к другу на "вы". Но заглянуть в их семейные тайны не удавалось никому. В отличие от многих своих коллег Любовь Петровна была достаточно закрытым человеком. Не высокомерным, а именно закрытым. Но если, к примеру, у Льва Свердлина умирал единственный 16-летний сын Юра, Орлова без чьих-либо просьб, по собственной инициативе немедленно бросалась в посольство США, чтобы добыть лекарства и помочь попавшему в беду товарищу...
Скрытность Орловой можно было объяснить по-разному. Может, она боялась своего дворянского происхождения, а может, хотела таким образом "заретушировать" свой возраст, поскольку любила повторять: "Женщине столько лет, на сколько она выглядит". Максим Горький после просмотра фильма "Веселые ребята" сказал: "Она ведьма, которая может все". И это была правда.
Свою актерскую карьеру Орлова начинала в 20-е годы в Москве в Музыкальном театре имени Немировича-Данченко, где была занята в опереттах "Перикола" и "Корневильские колокола". Приятный тембр голоса, обаяние, легкая возбудимость, пластичность, отличная хореографическая подготовка позволяли Орловой обходиться на съемочной площадке без дублеров. Постепенно она превращалась в национальную героиню, которой все стремились подражать: носили платья, как у Орловой, стриглись под Орлову...
Готовя вечер, я понял, что Орлова, служившая в музыкальном и драматическом театрах, выступавшая на эстраде и снимавшаяся в кино, на самом деле от природы была героиней мюзикла - только тогда еще никто не слышал о таком жанре. Вот и приходилось ей скакать из огня да в полымя - в прямом и переносном смысле слова. Но это в кино, где ей подспудно навязывался образ этакой советской Золушки: то она была работницей Анютой в "Веселых ребятах", то письмоносицей Дуней-Стрелкой в "Волге-Волге", то ткачихой Таней в "Светлом пути". Однако все равно из-под всей этой лабуды "торчали уши" элегантной примадонны, явно родившейся не в хлеву, а на блестящем паркете.
А в Театре имени Моссовета, где она впервые появилась в 47-м году в пьесе Константина Симонова "Русский вопрос", ей чаще доставались роли мелодраматические, психологические, характерные - от Лиззи Мак-Кей Сартра до Норы Ибсена, от Лидии в "Сомове" Горького до миссис Сэвидж. Будучи с 1955 года в труппе Театра Моссовета, Орлова, конечно, занимала в ней свое, особое место.
Я не был близким приятелем Орловой и Александрова, но дружил с Сергеем Образцовым, который долгие годы жил с ними по соседству на даче во Внукове, благодаря чему и я познакомился с Любовью Петровной и Григорием Васильевичем, которые относились к окружающим с особой предупредительностью, а к себе - с юмором. Они с удовольствием, например, вспоминали, как, оказавшись в Вене в ресторане вместе с Образцовыми за одним столом, решили заказать обед. В результате Сергей Владимирович и Ольга Александровна, отведав лучшие блюда австрийской кухни, получили от официанта счет во много раз скромнее, чем тот, что одновременно лег на стол перед Александровым и Орловой, которым так ничего и не подали съестного. Оказалось, что Любовь Петровна, понадеявшись на свой английский, указала официанту в меню несколько раз на слово "Suppe" ("suppe" по-немецки "cуп", но "Suppe" с большой буквы - это известный австрийский композитор Франц Зуппе, чьи произведения тоже числились в этом же меню). Таким образом, Любовь Петровна заказала вместо кулинарных блюд несколько произведений замечательного композитора, которые тут же любезно были исполнены для нее оркестром.
Надо было видеть, с каким удовольствием и не один раз пересказывался этот курьезный случай. Воистину правы те, кто настаивает, что чувство юмора предполагает прежде всего способность иронического отношения к себе самому, а уж затем к окружающим. Любовь Орлова и Григорий Александров обладали этим качеством сполна, может быть, именно поэтому мы до сих пор продолжаем с удовольствием смотреть их фильмы и смеяться над ними от души.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников