ДЕВЯТЫЙ ВАЛ ФАЛЬШИВОК

Сотрудники Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД обнародовали информацию, свидетельствующую о том, что наш рынок захлестнула волна фальшивых товаров.

В 23 крупных торговых центрах столицы изъяты фальсифицированные люстры и светильники, продававшиеся под маркой австрийской фирмы "Swarowsky", - на сумму несколько миллионов долларов. Часть этих недешевых осветительных приборов была укомплектована обычными стекляшками вместо хрусталя. Как выяснилось, производились эти подделки в подпольных цехах. Афера приносила мошенникам до 1000 процентов прибыли.
Руководитель пресс-службы ГУБЭП полковник Александр Воробьев рассказал корреспонденту "Труда", что руководил этим "бизнесом" некий гражданин Украины, прибывший на заработки, причем даже не удосужившийся оформить регистрацию. По словам Воробьева, таких дел в разработке оперативников сейчас множество. В Калининграде недавно обнаружена цепочка сбыта поддельных сигарет таких известных марок, как "Кемел", "Мальборо", которые переправлялись в Великобританию и другие европейские страны. А перевалочным пунктом была Москва - в столице товар хранился на складе "Военторга". А изготовлялся "паленый" табак в Рязанской области и в подмосковной Балашихе. Курильщики туманного Альбиона, вдохнув рязанского табачка, точно зайдутся в кашле, ибо он хранился в сырой соломе.
Сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями Восточного округа Москвы накрыли одно акционерное фармацевтическое общество, фасовавшее фальшивые медпрепараты, которые контрабандой переправлялись в Киргизию, Казахстан, Туркменистан. Ничего опасного, к счастью, в лекарствах не найдено - в них содержится мел. Но изъятые бисептол, трихопол, но-шпа, смекта не помогли бы жителям ближнего зарубежья избавиться от недугов.
В пресс-службе ГУБЭП считают, что в самой России поддельный товар можно купить не только на уличном лотке, но даже в самом престижном бутике под престижной этикеткой.
Больше всего подделок среди видео- и аудиопродукции - до 80 процентов. Количество фальшивой косметики и парфюмерии только на московских прилавках достигло 60 процентов. А в целом, по оценке специалистов, к подделкам можно отнести треть товаров, продающихся на российском рынке.
Хватает на наших прилавках и откровенного брака. Как сообщили корреспонденту "Труда" в "Союзэкспертизе", растет количество обращений граждан в эту организацию по поводу некачественной импортной обуви, швейных, трикотажных, меховых изделий. Если в 1998 году жалоб было 800, то в 2002-м - аж 30 тысяч.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
АНАТОЛИЙ ШУВАЛОВ, зам. директора департамента ТПП:
- Во всем мире есть законы об ответственности за подделку товарных знаков. Если, скажем, во Франции фирму в этом грехе изобличат, то она тут же станет банкротом. У нас тоже есть такой закон, но он предусматривает административную ответственность. Это за подделку. А за распространение ее, торговлю фальсифицированным товаром нет никакого наказания.
ГУБЭП ведет свою статистику, Госторгинспекция - свою. А общей картины нет. Ясно только, что государство за качество товаров не несет ответственности. А ведь рынок надо регулировать. Раньше все, что поступало на оптовые рынки, подвергалось экспертизе, везде работали товароведы. Если было написано, что товар из Италии, то он точно был не из Польши или подмосковной Малаховки. Сегодняшние оптовики смотрят только на сертификат безопасности. Если он есть - все остальное им неважно.