ОЧЕВИДНОЕ И НЕПОНЯТНОЕ
200 лет назад, 12 февраля 1804 года, умер Иммануил Кант. Биография

ОЧЕВИДНОЕ И НЕПОНЯТНОЕ
200 лет назад, 12 февраля 1804 года, умер Иммануил Кант. Биография Канта - это его знаменитые философские трактаты и лекции, а сверх - ничего более. Не искал славы, не добивался власти, не был женат, никогда не покидал пределов Восточной Пруссии.
Кант умер в зените славы, которая пришла к нему непрошеной, заблаговременно распорядившись относительно своих похорон. Завещал похоронить себя скромно на третий день. Но с Кантом прощался весь город в течение 16 дней. Гроб несли 24 студента, за ними строем следовали все офицеры гарнизона и тысячи горожан.
Философия Канта обращена к человеку. А если философ сложен, непонятен ни с первого, ни с пятого раза, то это, скорее, не трудности изложения, а трудности восприятия: Кант не виноват. Идеи его были близки Толстому и Достоевскому, ибо они с разных сторон прикасались к одним болевым точкам человеческого бытия. Лев Толстой собрал и издал афоризмы Канта. Писатель считал, что популярное изложение кантовской философии "было бы величайшим делом". Да, видно, и 200 лет спустя время еще не пришло. Прояснять сложное - не то, что затемнять очевидное. Этому-то все давно научились.
ТРИЖДЫ ВЫДАЮЩИЙСЯ
250 лет назад, 13 февраля 1754 года, родился французский политик Шарль Морис Талейран, который просто не мог не попасть в историю. Во-первых, как выдающийся дипломат и непревзойденный мастер интриги, без чего в дипломатии нечего делать. Во-вторых, как выдающийся перебежчик, чтобы не сказать изменник. И, наконец, как выдающийся сребролюбец. По этой части, между прочим, среди его и наших современников многие отличились, однако князь, обладавший феноменальным корыстолюбием, пожалуй, всех переплюнул. Он умудрился получить взятки практически от всех правительств и государей, которые нуждались в его помощи. И даже с тех, которые не нуждались. В течение своей долгой жизни ему, по собственному признанию, пришлось принести 14 присяг, противоречивших друг другу.
Под конец жизни Талейран написал четыре тома воспоминаний, увидевших свет лишь через 53 года после его смерти. Для историков эти мемуары представляют несомненный интерес, правда, достаточно однобокий. Что касается фактов, компрометирующих министра, то их пришлось черпать совсем из других источников.
Мемуары политиков, включая нынешних, обладают одной общей особенностью. Ее можно передать коротким резюме рецензента по поводу воспоминаний одного бывшего премьера: "Лжет так, как будто он до сих пор еще первый министр".