ЮРИЙ БАШМЕТ - "ТРУДУ": "Я И НЕ НАПРЯГАЛСЯ НАСЧЕТ ЭТОЙ "ГРЭММИ"

В Голливуде в ночь на понедельник прошла юбилейная, 50-я церемония вручения премии "Грэмми", столь же престижная в музыкальном мире, как "Оскар" в мире кино. Для россиян в ней был свой радостный смысл: впервые награду присудили знаменитому альтисту и дирижеру Юрию Башмету.

Правда, на самой церемонии ни Башмета, ни его оркестрантов не было. Отчего же он не приехал? Набираю номер мобильного телефона артиста - и застаю его на гастролях в Японии. Естественно, начинаю разговор с поздравления.
- Спасибо, - благодарит Юрий Абрамович. - А вот американцы, представляете, не дозвонились. Они со мной накануне ночью пытались связаться, сообщить о награждении, пригласить в Голливуд. Но я страшно устал и как раз в эту ночь впервые за несколько суток заснул, отключив телефон. Так что о новости узнал уже от друзей - первым поздравил саксофонист Игорь Бутман, потом Земфира, Рената Литвинова. Спонсоры нашего оркестра прозвонились... Вы вот - тоже один из первых, кто звонит.
- Но вы же знали, что номинированы, что ж отключили связь в самый ответственный момент?
- Не стану кривляться - я был совершенно готов к тому, что опять ничего не получу. Меня ведь в шестой раз уже выдвигают. Я даже шутить начал: ну хоть бы перестали выдвигать, чего зря беспокоить людей. Говорил, что для меня лестно быть в одной компании с таким великим человеком, как Вуди Аллен, которого в своей сфере, в кино, тоже четырежды выдвигали на "Оскар" и четырежды прокатывали. Но вот теперь больше не могу так говорить, поскольку с шестой попытки все-таки стал лауреатом.
С другой стороны, эта "Грэмми" в моей жизни вряд ли что-то сильно изменит. Если кому-то премия нужна для раскрутки, то у нас и так залы полные, новые программы раз в полгода выходят. Вот за что радостно - так это за страну, за то, что Американская академия звукозаписи признала: Russia - The Best! Ведь диск, за который нам дали премию, целиком русский: Концерт "In D" Стравинского, его же "Аполлон Мусагет" и "Мимолетности" Прокофьева. Причем мы впервые в мире представили все двадцать "Мимолетностей", в оригинале написанных для рояля, в оркестровых аранжировках. Половину из них лет 30 назад сделал наш знаменитый альтист и дирижер Рудольф Баршай, а половину - совсем недавно мой ученик и директор "Солистов Москвы" Рома Балашов.
- Знаю, что с "Солистами Москвы" у вас произошла драма, их предыдущий состав бросил вас и целиком остался во Франции...
- Ну, это было давно, в начале 90-х. Они, кстати, недолго потом продержались, через год оркестр распался. А я набрал новых ребят, молодых, мы в прошлом году 15-летие коллектива отметили. Попробовали бы американцы нам не дать премию - я не знаю лучшего камерного оркестра. Я много езжу по миру, дирижирую разными коллективами, но такого качества нет больше нигде.
- Юрий Абрамович, может, вопрос вам покажется странным: а не обидно, что мы за все годы на "Грэмми" только в классике побеждали? Да, мы и сами любим нашу поп-музыку ругать, но не вся же она так плоха...
- Конечно, у нас есть очень талантливые люди. Та же Земфира. Одно время я и Алсу собирался в свой проект пригласить, но чего-то тогда не срослось - может, еще срастется. Просто миру надо открытыми глазами и на эту сферу русской музыки посмотреть. Если они это сделают честно, то будут у нас успехи и в популярных жанрах.
- Юрий, что вы исполняете в Японии?
- Сперва я дирижировал Пятую симфонию Чайковского с Осакским филармоническим оркестром. Потом подъехали мои "Солисты Москвы", и мы вместе сыграли в Нагое, Фураками, других городах. А во вторник (т.е. сегодня. - "Труд") у нас последний концерт, придет императорская семья. В том числе принц, который, говорят, на альте играет.
- Сыграете с ним вместе?
- На этот раз нет, я просто не знаю его музыкантского уровня. Но вообще мысль такая была: если он хорошо владеет инструментом, почему не сыграть, допустим, Шестой Бранденбургский концерт Баха, который как раз для двух альтов написан. А после Японии сразу, не заезжая в Москву, летим в Сочи, где открываем первый в истории Зимний музыкальный фестиваль.
- Не боитесь ревности со стороны Валерия Гергиева и Анны Нетребко, которые тоже выдвигались в этом году на "Грэмми", но не получили?
- Наоборот, очень жалею, что они не стали лауреатами. Это мои коллеги, друзья, которых очень люблю. Но, знаете, совесть у меня чиста, потому что мы ведь в совершенно разных жанрах работаем. И Анечка, конечно, поет гораздо лучше меня, не говоря уж о том, что покрасивее и помоложе будет. В то же время она не может так играть на альте и дирижировать, как я. А Валера - симфонист, мастер оперы...
Ничего, в следующий раз получат. Russia - The Best!
КТО ЕЩЕ ПОЛУЧИЛ "ГРЭММИ"
Публика рукоплескала главным образом звездам мировой популярной музыки. Например, американке Алишии Киз, получившей "Золотой граммофончик" за лучшее концертное выступление и лучшую композицию в стиле R'n'B - "No one". На сцену поднимались пианист Хэрби Хэнкок (джазовый альбом года), рэпер Канье Уэст (ставший чемпионом сразу в четырех номинациях рэп-музыки). Зрители увидели даже экс-битла Ринго Старра - старые композиции The Beatles победили в номинации "Музыка к театрализованным постановкам", поскольку их использовал в своей программе знаменитый канадский цирк Du Soleil. А вот юную британку Эми Уайнхаус (дебютантка года, певица года, к тому же записавшая лучший поп-альбом года "Back to black" и лучшую песню "Rehab") зрителям пришлось наблюдать лишь на экране благодаря прямой спутниковой трансляции из Лондона. Девушке не дали въездной визы в США - говорят, из-за проблем с наркотиками.