Красная Борода

Сын белого офицера, бежавшего в Маньчжурию. Протеже императорской семьи Японии. Врач-хирург, который лечил военных преступников, жертв Хиросимы и президентов. Он подвергался репрессиям со стороны ЦРУ, японской контрразведки и КГБ. Евгений Аксенов - самый известный доктор в Токио.

Ему 84 года. Этих лет Аксенову никак не дашь. Стройный и подтянутый, доктор по сей день ходит в клинику пешком - по 30 минут туда и обратно, лично принимает каждого посетителя, насвистывая марши. "А еще важно не курить, не переедать и пить в меру. Вот и весь секрет. Попробуйте - помогает".

Японцы называют Аксенова Красной Бородой - был когда-то такой народный врачеватель, который не отказывал никому, а бедных лечил бесплатно. Вот и Аксенов никому не отказывал: ни Ольге Лепешинской, ни Галине Вишневской, ни Мстиславу Ростроповичу, ни Геннадию Рождественскому, ни Жаку Шираку. Майкл Джексон и Мадонна тоже лечились у него.

- Майкл Джексон был у меня три раза, в последний раз с детьми, Принсом и Пэрисом, - рассказывает доктор Аксенов. - И до сих пор мне звонит из Калифорнии, консультируется… А Мадонна всегда в номер к себе вызывает - у нее с головой вечно что-то не так… Порой я сам не верю, что все это со мной было, - вспоминает врач свою жизнь.

Отец доктора Николай Аксенов владел золотыми приисками на реке Зее. Мать - немка, урожденная Нина Ламм. В революцию отец служил у Колчака. После ареста адмирала взяли и его. Выжить помог случай: на допрос он попал к сослуживцу, который переметнулся к красным. Тот организовал побег своего товарища, дал ему денег и лошадь.

Как японский принц водку с шампанским мешал

Отец бежал. А в 1922-м семья обосновалась в Харбине. Имели большой дом, прислугу. Их благосостояние обеспечивал конный завод. Отец Евгения скрещивал монгольских пони с европейскими породами лошадей. Получилась быстрая и очень неприхотливая порода. Половину дома сдавали японской семье. Так смышленый мальчик выучил японский. А в лицее он в совершенстве овладел английским и французским. Судьба как будто специально готовила Евгения к главной встрече его жизни.

В 1940 году один из членов японской императорской семьи - принц Иоситака Цугару приехал в Китай. Он был заядлым любителем конного спорта и, прослышав о новой породе, решил навестить семью Евгения.

- Отец принцессы был очень удивлен, что я говорю по-японски. Ну а русские, сами знаете, принять гостей умеют… У отца каким-то чудом сохранилась бутылка шампанского, ее тут же открыли, потом русская водка пошла… Принц был в восхищении.

Уходя, обернулся к Евгению и спросил, кем тот собирается стать.

- Врачом, - не задумываясь ответил Аксенов.

Через два месяца из Японии пришло заказное письмо с красным сургучом - приглашение на учебу. Аксенов с благословения родителей поехал.

В порту Симоносэки Аксенову шлепнули в паспорт бессрочную визу - живи сколько хочешь!

- Мне потом рассказали, что я был последним иностранцем, который въехал в Японию в разгар войны.

Как русские японцам галстуки завязывали

Шел 1941 год. В новой стране он остановился у знакомых отца, жил около храма Святого Николая в Токио. Здесь была большая русская колония. Чтобы прокормиться, русские придумали бизнес. Покупали на складах одежду - оптом. А потом продавали ее. Но не просто, а с фантазией. Во-первых, подгоняли великанские европейские вещи под миниатюрных японцев. А во-вторых, обучали. Японцы понятия не имели, как носить "экзотическую" одежду. Приходилось учить их всему: завязывать галстук, надевать запонки, носки, носить сорочки. За это их прозвали "варшавскими портными". Должно быть, в честь еврейских варшавских портных, которые считались до войны лучшими в Европе. Среди "варшавских портных" Евгений и прожил всю войну.

Трижды шпион

Аксенов окончил военно-морской медицинский колледж Дзикей. Но во время войны работу смог найти: только в театре и кино. Играл подлых шпионов, американских и английских. Когда война кончилась, Аксенов стал переводчиком в штабе Дугласа Макартура. Переводил на английский секретные данные. Тут Аксенов оказался своим среди чужих и чужим среди своих. Американцы вдруг поняли, что доверили ему слишком много секретов. Переводчик - не иначе как японский шпион, решили в штабе. Аксенова посадили. К счастью, вскоре разобрались, что к чему, и выпустили.

Но тут опомнились японцы: почему, спрашивается, выпустили? Уж не завербован ли этот русский американцами? И Аксенова опять посадили.

Наконец вмешался его давний покровитель, принц Цугару. Он не дал своему любимцу сгинуть в тюрьме.

Третий арест последовал через 30 лет. В 1979 году Аксенова арестовали в СССР, уже как агента ЦРУ - раз отпустили американцы, значит, завербовали! Припугнули тогда здорово, долго допрашивали, но выпустили:

- Может, я - второй Зорге, двойной агент? - смеется Аксенов.

Улыбайтесь!

У доктора полно знакомств в России и в мире. Аксенов лечил Клинтона, был дежурным врачом Буша-старшего. Сейчас у него много пациентов среди богатых русских.

- Хороший врач - это добрый врач, - говорит доктор Евгений Аксенов. - Я всегда встречаю всех с улыбкой. И всегда советую пациентам: улыбайтесь!