И в России, и на Западе Архипову называли царицей оперы — за немыслимой красоты, благородства и силы голос. За звездные роли Кармен, Марфы, Азучены, Эболи. За большую, прожитую с царственным достоинством жизнь…
Хотя вполне могло стать, что мы бы знали не певицу, а архитектора Ирину Архипову. В семье московского инженера Константина Ветошкина ценили музыку, но самым достойным делом считали строительство. Так, Ира поступила и с блеском окончила Московский архитектурный, ее дипломный проект — выполненный в высоком античном стиле монумент павшим солдатам в Ставрополе. В Москве стоят ее четыре здания: химлаборатория, гараж и библиотека МГУ, шестиэтажный корпус
Но все планы изменил уникальный голос. И за МАРХИ последовала консерватория, два года в Свердловской опере, наконец, поступление в Большой. Июнь 1959 года навсегда вошел в историю не только ГАБТа, но и всей мировой оперы. Тогда впервые за много десятилетий в страну приехал на гастроли звездный оперный певец — им стал великий Марио дель Монако, — и его выбор партнерши в «Кармен» оказался однозначен: конечно, вот эта молодая, неотразимо артистичная певица Архипова с потрясающим по глубине
Феноменальный успех открыл Архиповой двери во все мировые оперные дома. Свыше 30 лет длилась ее сценическая карьера. Певице предлагали длительные контракты, но тогда это бы означало фактическую эмиграцию, о которой Ирина Константиновна и подумать не могла. Она всегда держалась золотой середины: была в мире с властями, которые платили ей за это всеми мыслимыми благами, не прельщалась славой диссидентства, в отличие от своей коллеги Галины Вишневской, но и не подписывала писем против опальной дивы —
Притом строителем — музыкальным — она тоже стала. С
Много пересудов вызвал в
Она работала до последнего. Еще в декабре с утра до вечера просиживала на своем любимом Конкурсе имени Глинки, восторгалась молодыми голосами. Не имея времени элементарно пообедать, перехватила на лету бутерброд с категорически запрещенным ей мясом, попала в больницу с тяжелым пищеварительным расстройством. Для изношенного сердца этот удар в конце концов оказался смертельным.
Владислав Пьявко, певец, супруг Ирины Архиповой:
— У меня подряд два удара. 19 января мама ушла из жизни, 40 дней не прошло еще. Ужас… Они с Ирой были большие подруги. Мама последние восемь лет жила у нас. Когда
Мария Гулегина, оперная певица:
— Мне только что сказали о смерти Архиповой, и новость меня просто убила. Просто в голове не укладывается… Если бы я была в Москве, обязательно пошла бы попрощаться с Ириной Константиновной. Ведь я как раз должна была в эти дни оказаться в Москве в связи с подготовкой русской программы на Олимпиаде в Ванкувере, но так получилось, что все необходимое мы сделали в Люксембурге, где я сейчас живу. И все равно я бы приехала, но не с кем оставить сына — муж занят на работе, а ребенок еще не пришел в себя после бронхита, его опасно возить так далеко. Ирина Архипова была грандиозной величиной — и как певица, и как человек. Всю свою жизнь она отдала искусству, подрастающему поколению. Однажды я с ней пела в Мариинском театре, в «Пиковой даме», где я исполняла партию Лизы, а она —